Терапевты с хвостами: как четыре собаки в Новосибирске лечат детей

Четыре собаки, детский психолог и кинолог в Новосибирске заново учат ребятишек после онкологических заболеваний ходить, говорить и общаться с людьми вне больничных стен.

Четыре собаки, детский психолог и кинолог в Новосибирске заново учат ребятишек после онкологических заболеваний ходить, говорить и общаться с людьми вне больничных стен. В ценре зоотерапии «Дверь в лето» разработана своя уникальная методика реабилитации детей с помощью хвостатых помощников, которую сейчас применяют в благотворительном фонде «Завтра будет». Как сделать общение с собаками терапевтичным, почему занятия с ними позволяют достичь впечатляющих темпов восстановления и что нужно, чтобы пёс захотел подпрыгнуть на два метра — «Новосибирским новостям» рассказали детский психолог Юлия Соболева и кинолог Виктория Питерская.

Елена Мухачёва «Радость  — видеть маленькие изменения»

Шум, смех, лай. Собаки высоко прыгают, разыгрывают сценки и  подбадривают мальчика Сашу, который изо всех сил старается чётко произнести команду и  ухитриться надеть на  голову псу игрушечное колечко. Получается не  с  первого раза.

«Умница! Ой, как шикарно получилось! Давай ещё разок! Супер!»  — болеют  за пациента психолог Юлия Соболева и  кинолог Виктория Питерская. 

Саше девять  лет. Но  произносить слова, бегать по  игрушечным «кочкам» и  накормить из  ложки собаку   — для него трудные задачки.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Саша победил рак, теперь ему предстоит побороться с  последствиями и  нагнать здоровых сверстников. С  поражением нервной системы, оставшимся после химиотерапии, это совсем непросто. Даже нехитрые действия, доступные малышам, требуют серьёзных усилий. Занятие идёт час. Саша с  собаками бегает, прыгает, они выполняют команды мальчика.

«Фактически Саша у  нас сейчас заново учится говорить. У  него был лейкоз. Мы  два года провели в  больнице, затем  — год поддерживающей терапии. С  этим диагнозом покончено, сейчас разгребаем последствия: на  фоне химиотерапии начались эпилепсия, задержка речи. Вообще всё плохо было, но  работаем маленькими шажками по  всем фронтам. Проходим реабилитацию. Вижу результаты, очень рада. 

Сюда, в  фонд “Завтра будет”, привожу Сашу на  занятия с  канистерапевтами.  Специализация фонда  — реабилитация онкобольных детей. Для меня очень важно, что Саша всегда с  удовольствием идёт на занятия с  собаками. 

Здорово, что для родителей это бесплатно.  Для меня огромная радость  — видеть маленькие изменения к  лучшему. 

Было пять занятий  — и  я  уже вижу результат»,  — рассказывает Полина, Сашина мама.

По её мнению, любимица мальчика — большая и  добрая Дора: он  всегда рвётся именно к ней.

«Дора родилась терапевтом. Она наш самый опытный психолог. Ей  12  лет. Она по  характеру уютная, добрая и  спокойная. Дети часто хотят за  неё спрятаться, обнять её, что-то ей  рассказать. И  с  неё началась эта история. Вместе с  ней и  я  стала психологом»,  — рассказывает хозяйка золотистого ретривера Юлия Соболева.


«Хочу работу, куда можно ходить с  собакой»

Юлия Соболева родилась в  Омске, писала и  редактировала для деловой газеты и  однажды завела собаку Дору.

«Когда ушла из  журналистики, то  подумала, что хочу работу, куда можно ходить с  собакой. И  с  подругой, у  которой была корги, мы  стали проводить детские праздники с  собаками. Неожиданно к нам стали часто приезжать семьи, в  которых есть дети с  особенностями развития. Я  волонтёрила в  свободное время, но  близко с  этой категорией детей никогда не  общалась.

Юлия Соболева. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

И  вот однажды мы  проводили праздник для мальчика с  ДЦП. Он  не  ходил, не  говорил, а  только улыбался, а  в  конце праздника взял и  уснул в  гамаке. Праздник закончился, гости разошлись, а  мама села рядом и  стала рассказывать, что раньше сын не  улыбался и  нигде вне дома не  спал. А  потом к  нам потянулись одна за  одной такие семьи»,  — вспоминает Юля.

После этого она поехала в  Петербург и  Москву знакомиться с  методиками реабилитации детей с  участием собак — этот процесс называют канистерапией.

«Я  увидела, как работают канистерапевты в  других городах, но  поняла, что мне нужна своя методика. С  подругой, инструктором ЛФК, мы  стали думать, как включать собак в  упражнения лечебной физкультуры.

Вообще  реабилитация, особенно при  ДЦП, — это очень болезненная для детей процедура. Им сгибают и  разгибают руки и  ноги, дети плачут, кричат и  зовут маму. Это ужас.

Были  у  нас девочка, которой на  реабилитации сломали ключицу, и  мальчик, которому было так больно, что он  боялся вообще как-то управлять своим телом. А  ведь нужно ещё подключить волю ребёнка, чтобы он  хотел двигаться и  делал это через боль.  И  мальчик у  нас опирался на  собаку и  пытался сделать движение, а  потом начал садиться. А  я  помогала как волонтёр с  собакой. Я  видела, что результаты есть  и  они лучше, чем при обычной  ЛФК.  И  мне захотелось разобраться в  теме глубже, я  пошла учиться на  детского психолога, начала разрабатывать собственную систему упражнений  для детей, в  которой ребёнку помогают собаки»,  — рассказывает Юлия.

В  Новосибирск она приехала уже с  двумя собаками: в пару большой и  доброй Доре завела шпица Арни.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Этот дружочек у  меня по  характеру не  классическая собака для канистерапии, которая всегда рада общению с  посторонними людьми. Он  осторожный, и  у  него есть на  занятиях домик, куда можно спрятаться, если  надоело общаться. Но Арни  белый, пушистый и  как будто игрушечный. Это тот образ собаки, который для терапевтической работы с  детьми идеален. Он  безопасный, его хочется обнять и  защитить»,  — рассказывает хозяйка о  втором питомце.

Вместе с  Ксенией Алёшиной она стала учредителем фонда «Завтра будет», который специализируется на  помощи онокобольным детям. Так у  Юли появился зал в  центре Новосибирска, на  работу в который она приезжает с двумя собаками, а  потом и  напарница Виктория, кинолог-спортсмен. Её  собаки умеют выделывать немыслимые трюки, любят общаться с  детьми и  с  хозяйкой — в  огонь, в  воду и  на  терапию к  детям.


Виктория Питерская, Саша, Юлия Соболева. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Меня пригласили помочь Юле как волонтёра. Я  пришла на  торжественное открытие фонда, так и  осталась. У  нас два рабочих терапевтических дня в  неделю, когда каждый час  — новый ребёнок с  утра и  до  позднего вечера, час перерыва в  обед и  десятиминутные “перемены” между приёмами. Мои собаки в  эти дни приползают домой и  падают  набеганные и  упрыганные, но  на  занятия в  фонд они бегут, меня на  поводке просто тащат. Нам всем нравится  то, что мы  делаем, потому что это интересно, это весело, это каждый раз  — новая творческая задача, и  мы  все чувствуем, что наши усилия  — это важно и  это даёт результат»,  — делится мыслями Виктория. 

Теперь она вместе с  Юлей придумывает фокусы, с  помощью которых собаки помогают лечить детей.


«Собака  — это мотиватор и  катализатор»

У  каждой собаки  — свой талант и  свой характер,  рассказывают владелицы. Фокстерьер Флая и  бордер-колли Агат могут подпрыгнуть на  два метра в  высоту, ловить на  лету тарелки и  даже танцевать вместе с  хозяйкой Викой. Агат к  тому  же ещё и  трудоголик, будет работать с  полной выкладкой до  последнего ребёнка. Это спортивные собаки. Дора расцветает от  общения с  детьми, они любят её гладить и  рассказывать ей  секреты. Она терапевт, но  пожилой  — когда устаёт, идёт отдыхать. Шпиц Арни  — типажный и  фактурный, но порой вредный и  пугливый  — когда устаёт от  общения с  посторонними, отсиживается в  укрытии. Задача психологов  — скоординировать их  работу. На  терапии собака работает только со  своим хозяином, которого она хорошо знает и  которому доверяет  — это правило номер один.

В  терапевты животных отбирают по  характеру. Коммуникативные способности, доброжелательность и  готовность общаться с  незнакомыми людьми и  детьми  — талант, которым обладают далеко не  все псы. Обычно к занятиям привлекают голден-ретриверов и  лабрадоров. 

«Это породы, которые считаются универсальными солдатами в  канистерапии. Но  на  практике каждый пёс  — это индивидуальность. Нужно идти от  конкретного питомца и  выбирать тех, кто кайфует от  общения с  детьми», — рассказывает Юлия Соболева.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Физические упражнения благодаря собаками идут на  ура. Кажется, что ребёнок командует, а  пёс команду выполняет или ленится, потому что сказано, например, нечётко. 

«На  самом деле, понимать сейчас Флае  то, что сказал Саша, или не  понимать, командует Вика, которая стоит рядом с  Сашей. Флая слушается именно  её. Это ведь Викина собака.  А  вот здесь мы  уже смотрим, какая у  нас сейчас задача. Если Саше упражнение не  даётся, а мы  хотим его поддержать  — Флая его команду выполнит. А  вот если всё получается и  нужно добиться большей чёткости в  произнесении звуков, то  собака будет лениться и  не  понимать. А  вот когда у  Саши получится сказать чётко  — она наконец высоко подпрыгнет. И  Саша будет счастлив. Подкрепляем результат положительными эмоциями. Это простая вещь, но  очень эффективная на  практике»,  — делится профессиональными секретами Юлия Соболева.

«Обычно  что делают детские психологи? Предлагают выбрать мягкие игрушки, спрашивают, на  кого похож ребёнок и  почему, и  их  “оживляют”. Говорят: собака побежала и  сказала “Аф! Аф!”. С  мягкими игрушками разыгрывают какие-то терапевтические сюжеты.

С  живыми собаками совсем другая история. С  одной стороны, не  факт, что именно сейчас конкретная собака захочет побежать и  пролаять: “Аф! Аф!”  —  может быть, ей  хочется, чтобы её  погладили.

С  другой стороны, пёс  — это потрясающий мотиватор и  катализатор. Ребёнку тяжело что-то делать, но  с  собакой он  будет очень-очень стараться. И  вот тут как раз нам удаётся подключить волю маленького человека, без которой больших результатов в  реабилитации не  достигнуть никогда. Он  сам хочет надеть колечко на  шею Доре и  накормить Флаю  вкусняшками из  ложки! Он  сам хочет их  обнять и  погладить! Он  сам хочет, чтобы собака его поняла и  будет изо всех сил стараться. Именно поэтому нам быстро удаётся достигнуть того, что при классической реабилитации  — результат очень длительной работы»,  — объясняет секрет успехов на занятиях с  собаками Юлия.

Особая история  — чувство, которое испытывает юный пациент при общении с лохматым доктором. 

«Ребёнок  — это ребёнок. Он  всегда должен слушаться маму, папу, учителя, врача. Пёс  — это единственное умное и  классное существо, при общении с  которым ребёнок главный. Собака это принимает по  умолчанию. Она к  маленькому человеку относится как к  большому. И  вот это очень здорово  — дать ребёнку задание научить чему-то собаку, придумать какой-то сюжет для игры с ней», — отмечает психолог.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

На  сценарии, которые дети хотят разыграть с животными, канистерапевты смотрят внимательно. 

«Наши ребятишки годами жили в больничных стенах, где болезнь и процедуры по расписанию. „Больница“ — у нас очень популярная игра. Дети отыгрывают тему и её отпускают. Это важно. Начинается новая жизнь с новыми сюжетами: поссорился с другом, не даётся учёба в школе, надо переживать разочарование и пробовать заново, возникают сложности в общении с родителями.

А  родители таких детей  — это люди, которые годами на  пределе сил боролись за  жизнь ребёнка, они очень травмированы. Болезнь пережили, но  война в  голове ещё не  закончилась, они очень переживают за  детей, панически за них боятся.

И выстраивать детско-родительские отношения приходится заново с учётом всех этих вводных. Здесь тоже можно попробовать это „проиграть“.

И по ходу пьесы всегда видно, может ли ребёнок переносить разочарования, какие у него есть сложности в выстраивании контактов. Это тоже корректируем.

Недавно на занятии у нас мирили  „поссорившихся“  собак. Ребёнок переживал ссору с другом, и мы помогали найти выход из ситуации. Попробовали разные способы, выбрали лучший, помирили, в финале усаживаем собак идиллически фотографироваться — а шпиц наш как подпрыгнет, как взвизгнет! Говорим: „Всё сделали, всё попробовали, но всегда есть место для неожиданных поворотов темы“», — рассказывает Юлия Соболева.

Своих хвостатых терапевтов дети иногда рисуют, иногда лепят, иногда гладят и всегда помнят и скучают по ним. В ответ на вопрос, а бывает ли, что занятия с собаками кому-то не подходят, Юля с Викой вспомнили лишь одного такого ребёнка. Мальчику просто было неинтересно возиться с животными. Собаки на занятиях отдыхали, а психологи играли с ним в традиционной песочнице.

«Бывает, что канистерапия детям “не  заходит”, но  очень-очень-очень редко. Тогда вспоминаем, что в  арсенале детского психолога  много разных методик, и  не  обязательно их  всегда адаптировать к  собакам»,  — смеётся Юлия. 1 / 14 Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Последние новости

Радоваться красоте повседневной жизни: в Новосибирске открывается выставка Елены Юдиной

16 января в 18.00 в Центре культуры ЦК19 состоится открытие персональной выставки Елены Юдиной «Мои Дни», в экспозиции более 100 работ.

На Заельцовском кладбище появилась колумбарная стена

С января 2025 года на территории общественного кладбища Новосибирска «Заельцовское» введена в эксплуатацию односторонняя колумбарная стена.

Самый весёлый дачный посёлок найден в Новосибирской области

В большинстве дачных сообществ улицы просто пронумерованы. Если же садоводы решают присвоить им наименования, то, как правило, выбирают эпитеты, связанные с названием цветов, деревьев или ягод.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Домодедово, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *