Как открыть бизнес по франшизе?

Как открыть бизнес по франшизе?

Готовое дело — это возможность стать финансово независимым, проявить управленческие таланты и получить выгодное вложение средств. Возможность открыть бизнес по франшизе гораздо проще и дешевле, чем начинать собственный бизнес с нуля, создавая и раскручивая свой собственный бренд. Поэтому взятие готового бизнеса по франшизе является обоснованным выбором для начинающих предпринимателей.

Франшиза — это передача права использования бренда, то есть имени компании. Однако франчайзи — покупатель франшизы — получает не только право использовать знаменитый бренд. Франчайзер, то есть продавец франшизы, также предоставляет своему деловому партнеру технологии, принципы производства, бизнес-план, маркетинговые исследования, контакты с поставщиками и условия работы с ними. Франчайзер также берет на себя трудности продвижения и рекламы. В основе франчайзинга лежит идея о том, что крупная известная компания даёт возможность частному предпринимателю открыть бизнес под вывеской известного бренда и обеспечивает всестороннюю поддержку, а бизнесмен-франчайзи обязуется платить компании деньги: вначале - первоначальный взнос, а затем — роялти, то есть определенный процент с продаж.

Следует отметить, что бизнес по франшизе является одним из самых надёжных вариантов открытия собственного дела. По статистике, более 80% франчайзинговых компаний сохраняют свою жизнеспособность и продолжают существовать даже после десяти лет, в то время как неопытные самостоятельные бизнесмены в 85% случаев обанкротятся после десяти летней деятельности (источник: https://cyberleninka.ru/).

На заметку

Схема франчайзинга возникла несколько веков назад, однако первые фирмы, которые начали использовать ее, только недавно стали популярными. Одними из первых были компания General Motors и Исаак Зингер.

Исаак Зингер, основатель бренда, который до сих пор является известным по всему миру, в 1851 году продал право партнерам на действия от лица бренда. Это задало стандарты для других компаний.

General Motors передала исключительные права на продажу своей продукции фирме-дилеру. Это стало новым шагом в схеме франчайзинга и с тех пор стало широко популярным инструментом для расширения бизнеса.

Взаимодействие с франчайзером: постановка задачи

После того, как франчайзи открывает свое предприятие, он начинает сотрудничать с франчайзером. Это сотрудничество не ограничивается только регулярными выплатами роялти. Компания-продавец активно участвует в жизни и развитии нового предприятия, организовывая маркетинговую поддержку и при необходимости обучение нового персонала, а также занимаясь разработкой акций, стимулирующих продажи, таких как распродажи и специальные предложения. Франчайзер также предоставляет консультации байеров для закупок именно тех товаров, которые будут пользоваться спросом в розничных точках. Не менее важно то, что франчайзи всегда может рассчитывать на регулярное сотрудничество с франчайзером в области закупок и доставки товара.

Окупаемость франшизы

Основными факторами, определяющими окупаемость франшизы, являются многие факторы, включая срок окупаемости, который в общем случае меньше, чем время до получения устойчивой прибыли компанией, созданной с нуля. По данным экономистов, в среднем срок окупаемости готового бизнеса составляет от двух до семи лет. При этом прибыль предприятия, работающего по франшизе, стабильнее, поскольку франчайзи в некоторой мере застрахован от тех сложностей, которые ожидают каждого начинающего бизнесмена.

Готовый бизнес по франшизе: плюсы и минусы

Прежде чем инвестировать деньги в открытие бизнеса по франшизе, необходимо тщательно изучить все преимущества и недостатки этой схемы.

Плюсы:

  • Простота системы делает готовый бизнес по франшизе идеальным выбором для тех, кто не имеет опыта в предпринимательской деятельности. Все схемы уже разработаны и исправлены профессионалами. Поэтому бизнес-франчайзее не нужно извлекать уроки из своих ошибок.
  • Известный бренд. В развитие торговой марки вкладываются огромные деньги. Однако открытие бизнеса по франшизе предполагает использование уже узнаваемого имени, завоевавшего доверие покупателей.
  • Поддержка бизнеса. Франчайзи могут рассчитывать на помощь франчайзера, который предоставит полную информацию по управлению делом, организации поставок, обслуживанию, продвижению, сбыту и не только.
  • Преимущества при кредитовании. Представителю известной марки гораздо проще получить кредит, чем индивидуальному предпринимателю. Кроме того, владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.

Минусы:

  • Зависимость от франчайзера. У бизнесменов-франчайзи меньше свободы выбора, поскольку курс развития определяется владельцем бренда. От его успеха зависит и успех франчайзи. В то же время, в период устойчивого финансового подъема бизнесмен-франчайзи тоже получает преимущества.
  • Выплаты. Покупатель бизнес-модели должен учитывать два вида выплат. Во-первых, при подписании договора франчайзинга он обязан внести вступительный паушальный взнос. Это единовременная плата за право на интеллектуальную собственность компании-продавца. Величина паушального взноса напрямую зависит от узнаваемости бренда и объема передаваемой информации. Обычно он составляет около 10% от общих инвестиций. Кроме того, после подписания договора франчайзи каждый месяц должен выплачивать роялти. Это могут быть проценты от выручки или фиксированные суммы. Как правило, эти регулярные выплаты составляют около 6-7% от оборота компании-франчайзера. Некоторые франчайзеры делают новым партнерам скидки на первое время работы. В эти регулярные выплаты могут быть включены и маркетинговые взносы за рекламную кампанию.
  • Обязательства: У нового партнера есть обязательства перед франчайзером, а именно, он должен точно следовать условиям предоставления бренда. В прошлом случались закрытия франчайзинговых предприятий из-за того, что франчайзи не смогли обеспечить должный уровень сервиса.

На сегодняшний день, согласно отчету Международной ассоциации франчайзинга, в мире насчитывается свыше 16,5 тысячи франчайзеров, при этом количество франчайзи перевалило за отметку в 1,2 миллиона. Некоторые крупные компании могут похвастаться наличием более 1000 партнеров-франчайзи в своем кармане, по данным портала "Русский Франчайзинг" (https://rusfranch.ru/).

Как начать бизнес по франшизе?

Планируете начать свой бизнес по франшизе, но не знаете, с чего начать? Самый важный шаг — выбор сферы деятельности. Оптимальный вариант — выбрать ту отрасль, в которой вы хорошо разбираетесь и которая вам интересна. При этом возможно, что это будет ваш первый опыт в бизнесе. Не стоит покупать франшизу магазина оргтехники, если вы не являетесь экспертом в области компьютеров. Если вы следите за модой, то отличным выбором будут магазины одежды и аксессуаров, а если у вас есть знания в области экономики, обратите внимание на франшизы кредитных организаций.

Кроме того, при выборе сферы деятельности необходимо учитывать финансовые возможности. Покупка наиболее дорогих франшиз, таких как рестораны, отели, гипермаркеты и фитнес-клубы, требуют серьезных финансовых вложений. Розничные магазины предлагают более доступные франшизы. Также нужно учитывать, что не все франшизы подходят для всех регионов, поэтому важно изучить целевую аудиторию и динамику рынка в выбранном городе.

Один из возможных способов приобретения бизнеса по франшизе - использование личных сбережений. Однако, не у каждого есть достаточно средств для внесения первоначального взноса. Именно поэтому многие предприниматели заявляются в банки за кредитом. Но есть и другие возможности. Например, в качестве инвестора может выступить компания, продавшая франшизу. Все же, этот способ подойдет только для тех, кто уже работает в компании и такой вариант взаимодействия между компанией и сотрудниками является распространенным. Работник может быть назначен директором филиала и иметь возможность в дальнейшем стать владельцем франшизы.

Если данный вариант не является подходящим, можно рассмотреть другие опции для получения инвестиций. Простое приобретение франшизы и сама известность бренда уже делают шансы на успех довольно высокими: люди гораздо склоннее инвестировать в известные бренды, чем в стартапы, где никому не известен уровень риска.

Выбираем выгодную франшизу

В настоящее время компании, занимающиеся продажей франшиз, предлагают широкий выбор вариантов сотрудничества. Однако, чтобы из всех предложений выбрать наиболее выгодный вариант, следует обратить внимание на несколько признаков.

Первый признак успешной франшизы - это широкая сеть предприятий, работающих по выбранной вами франшизе. Если все эти точки процветают, то значит, у компании есть потенциал для развития. Однако, стоит обратить внимание на срок работы компании-франчайзера, так как лучше выбрать опытного и давно окупившегося партнера, чем новичка на рынке.

Также следует оценить доступность и качество поддержки франчайзи, которую оказывает компания. Помощь должна быть не только заявлена, но и зафиксирована в договоре. Плюсом будет профессиональный бизнес-план, который поможет избежать ошибок на старте работы.

Однако, важно понимать, что даже самая выгодная франшиза не гарантирует успеха без усилий со стороны франчайзи. Поэтому перед покупкой следует изучить рынок, на котором планируете работать: провести анализ спроса, конкурентов, уровня сервиса и цен на товары и услуги. Все это поможет сделать правильный выбор и снизить риски для бизнеса.

Какие следующие шаги необходимо сделать при выборе франшизы?

Когда риски и выгоды были рассмотрены и выбрана подходящая франшиза, есть еще несколько этапов, которые необходимо пройти, прежде чем открыть свое дело.

Процесс обновления бизнес-плана

Как было указано ранее, франчайзеры, сконцентрированные на долгосрочном сотрудничестве, предоставляют своим франчайзи бизнес-план, который включает в себя планируемые продажи и прибыль, затраты на организацию товарного сбыта и накладные расходы, а также смету капиталовложений, необходимых для запуска бизнеса. Таким образом, стандартный бизнес-план нуждается в доработке, учитывая значительные различия в условиях между городами и местами расположения точек.

При выборе помещения и ремонте перед арендой, а также при найме персонала для работы в своей франшизе следует ознакомиться с потребностями продавца. Многие компании ограничивают площадь, местоположение, дизайн помещения, состав персонала и другие важные моменты. Некоторые франчайзеры готовы оказать помощь в выборе помещения и переговорах с арендодателем, а также предоставить дизайн-проект. Серьезные компании организуют обучение персонала, предоставляют услуги мерчендайзеров и даже помогают с организацией торжественного открытия торговой точки.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *