ESB (enterprise service bus): назначение, функционал, новые подходы к развитию

ESB (enterprise service bus): назначение, функционал, новые подходы к развитию

Интеграционная или сервисная шина (ESB) – это программа, которая позволяет осуществлять обмен данными между информационными системами различных предприятий. Использование ESB является конкурентным преимуществом, так как быстрая связь между корпоративными приложениями позволяет экономить время и рабочие ресурсы. В данной статье мы расскажем об устройстве и принципах работы интеграционной шины, а также о том, какие процессы она может осуществлять.

Интеграционная шина ESB: устройство и преимущества

В современной деловой среде различные информационные системы играют важную роль для бизнеса. Но часто эти системы оперируют пересекающимися массивами данных, что может привести к потере времени и ресурсов. Для решения этой проблемы была создана сервисная шина ESB, которая обеспечивает интеграцию различных информационных систем между собой.

ESB – это тип связующего ПО, которое позволяет службам, созданным в разных средах, легко и быстро обмениваться данными. Между приложениями происходит обмен данными через шину, используя различные протоколы и форматы, что избегает доработок интегрируемых систем. ESB предоставляет промежуточное ПО, обеспечивающее преобразование сообщений в нужный формат, контроль транзакций, маршрутизацию, равномерное распределение нагрузки на сервисы и безопасность обмена данными.

ESB является центральной платформой, которая предоставляет решение для всех интеграционных задач и может быть использована для связи между различными службами и серверами. Например, автоматический обмен данными с клиентами и партнерами, обеспечение единого стандарта взаимодействия между филиалами, использование несколькими системами общих справочников, действия одного сервиса в ответ на событие в другом и организация одних и тех же бизнес-процессов в двух и более приложениях.

ESB-подход позволяет предоставлять данные из разных источников для пользователей и приложений, используя централизованную и простую платформу, такую как веб-проверенное приложение. Например, пользователь может войти в личный кабинет на сайте страховой компании и видеть свое имя, даты окончания страховки и новые предложения от компании. Каждое приложение может быть создано на разных технологических стеках командами разработчиков.

ESB-подход полностью меняет дело для приложений. С ним приложения взаимодействуют только с интеграционной платформой. Это сразу устраняет необходимость в огромном количестве методов доступа — интерфейсов потребуется ровно столько, сколько существует сервисов. И если в одну из систем потребуется внести изменения, это никак не повлияет на работу других корпоративных приложений.

ESB включает в себя несколько компонентов, включая брокер сообщений, комплект адаптеров и средства для контроля и мониторинга. Брокер сообщений обеспечивает управление очередностью сообщений и выступает посредником между приложением-источником и приложением-приемником. Комплект адаптеров служит для связи приложений с ESB и преобразования одного интерфейса в другой. Средства для контроля и мониторинга обеспечивают надежность и безопасность интеграции.

Применение ESB-подхода позволяет упростить интеграцию приложений, сократить время и затраты на интеграцию, улучшить функционирование сервисов и, в конечном итоге, повысить эффективность организации и увеличить прибыль предприятия.

Интеграция программных модулей

Мы уже выяснили, что в чем заключается необходимость корпоративной сервисной шины для компаний. Настало время узнать о ее возможностях. Давайте рассмотрим, какие процессы осуществляет интеграционная шина данных.

Важная задача, которую выполняет ESB - маршрутизация сообщений. Она осуществляется путем получения данных из одних приложений и перенаправления их в другие в соответствии с определенными правилами. Кроме того, через ESB формируются пути движения информационных потоков и их последовательность. Для эффективной работы сервисной шины данных предусмотрены инструменты настройки, с помощью которых можно определить нужные параметры управления информационными потоками.

Преобразование сообщений для удобной работы

Для обмена данными между разными системами используются различные форматы, например, XML, CSV, JSON, DBF и другие. Однако, при использовании классического подхода "точка-точка" возникают сложности при "общении" между приложениями, так как каждая из систем может использовать свой формат данных. Для решения этой проблемы используется сервисная шина, которая преобразует данные из неподходящего формата в подходящий. Например, если сообщение должно быть отправлено и в ERP, и в CRM, то ESB трансформирует данные в нужном формате и передает в соответствующие системы. Благодаря этому процесс передачи данных становится гораздо удобнее и эффективнее.

Важное свойство ESB – масштабируемость, которая позволяет использовать интеграционную шину с различными объемами данных и информационных систем, делая равномерную распределение нагрузки между приложениями. Благодаря масштабируемости, обработка информации в случае сбоя происходит частями, что исключает потерю данных и не требует повторной передачи уже отправленных пакетов.

Применение ESB также обеспечивает возможность непрерывного развития информационных мощностей предприятия, при этом IT-ландшафт может быть неоднородным. Традиционная SOA-архитектура с ESB в качестве центрального компонента уже уступает место микросервисной архитектуре, которая позволяет решить ряд проблем, связанных с усложнением с ростом бизнес-логики.

В сервис-ориентированной архитектуре, в которую входит ESB, все API объединяются, обеспечивая сквозную интеграцию. API является контрактом, который описывает условия «общения» программ, входные и выходные данные, типы операций. Использование API упрощает взаимодействие, позволяя различным сервисам связываться между собой и создавать доступные интерфейсы для пользователей.

Микросервисная архитектура отличается от традиционного подхода с использованием ESB шины. В случае микросервисов, функциональность приложения разбивается на множество маленьких сервисов, каждый из которых решает отдельную бизнес-задачу, имеет собственное хранилище данных и может работать изолированно от других сервисов. Нет централизованной базы данных - каждый сервис самостоятельно управляет своими данными. ESB шина, при использовании микросервисной архитектуры, выполняет функцию транспорта и является только брокером сообщений.

Взаимодействие между пользователями и сервисами осуществляется через API. Однако, программный интерфейс не содержит бизнес-логики. Независимость микросервисов друг от друга обеспечивает несколько преимуществ, таких как простота внесения изменений в отдельные компоненты без необходимости обновления всей системы, легкость тестирования и автоматизации, а также лучшее понимание процессов разработки и поддержки у команды, которая ответственна за каждый компонент.

При выборе платформы для интеграции, рекомендуется рассмотреть гибкое решение, соответствующее современным потребностям. Микросервисная архитектура на основе ПО с открытым исходным кодом является одним из самых перспективных вариантов.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *