Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдет по всей России, привела к реставрации старых гостиниц и строительству новых, многие из которых будут под международными брендами. В итоге конкуренция между гостиницами значительно возрастет как на время проведения чемпионата, так и после. Это означает, что людям, желающим открыть свою гостиницу, следует тщательно все обдумать.
Итак, какие же шаги необходимо предпринять для открытия гостиницы? Рассмотрим несколько ключевых этапов:
Этап 1: выберите форму юридического лица. Крупные гостиницы, включая те, что планируются как франчайзинг, требуют образования ООО. Если вы планируете открыть мини-гостиницу (с фондом до 50 номеров), то достаточно зарегистрировать ИП. Если вы уже являетесь индивидуальным предпринимателем, вам необходимо зарегистрировать соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиницы с рестораном код по общероссийскому классификатору — 55.11, для гостиниц без ресторанов — 55.12.
Этап 2: выберите систему налогообложения. Если вы открываете гостиничное предприятие, то вы можете воспользоваться УСН - упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку. Эта система подходит, по крайней мере, до тех пор, пока размер ежегодного дохода вашей гостиницы не превысит 150 миллионов рублей. В ином случае вам необходимо применять общую систему налогообложения. Для малых гостиниц ИП может сочетать УСН и ЕНВД.
Этап 3: выберите и обустройте помещение. Наиболее оптимальным вариантом для малых гостиниц является выкуп и перепланировка помещений. Среди помещений, которые можно использовать для гостиницы, можно выделить этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые, прачечные. Если же вы планируете отдельно стоящую гостиницу, то выкуп особняка, коттеджа будет оптимальным вариантом. Экономически выгоднее строительство гостиницы с нуля, однако и аренда долгосрочного типа также может являться хорошим вариантом.
Важно заметить, что при выкупе жилых помещений требуется их перевод в нежилой фонд (статья 288 ГК РФ). Кроме того, строительство, ремонт и другие работы, связанные с обустройством помещений под гостиницу, должны проводиться в соответствии со строительными, санитарными, экологическими нормами и требованиями безопасности.
Этап 4: подберите персонал. Для мини-отеля с фондом до 10 номеров будет достаточно небольшого кадрового состава: управляющего, администратора (портье), владеющего английским языком, горничной и технического персонала, который может заменить подрядную организацию, оказывающую ремонтные и клининговые услуги. Чтобы управлять гостиницей большего размера, потребуются охрана, расширение состава администраторов и горничных, бухгалтерия, отдел бронирования, команда менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по решению управляющего (владельца отеля).
Этап 5: организуйте маркетинговую кампанию. На начальной стадии для привлечения клиентов в новую гостиницу подойдет размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах заключение договоров с турфирмами является эффективным методом.
Весь этот процесс составляет бизнес-план нового предприятия и необходим для его ликвидности.
Открытие гостиницы - занятие ответственное, поэтому, прежде чем начать, необходимо составить бизнес-план, который включает в себя концепцию будущего предприятия. Концепция гостиницы включает такие параметры, как:
- статус гостиничного объекта;
- месторасположение;
- номерной фонд вместимость и площадь;
- этажность;
- штат работников;
- среднегодовой уровень загрузки;
- сезонность;
- цены на проживание и дополнительные услуги;
- и другие показатели.
Для того чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, необходимо провести маркетинговый анализ, включающий такие макропоказатели, как:
- инвестиционная привлекательность рынка;
- характеристика существующего гостиничного фонда;
- характеристика спроса;
- цены на гостиничном рынке и тенденции развития рынка.
Также нужно изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, количество гостиниц соответствующего статуса, их географию, набор услуг и цены на них. Для сбора аналитики по конкурентной среде следует обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса, где также могут рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице.
Однако, без использования опыта (собственного или чужого) невозможно адекватно рассчитать издержки и доходы по сдаче номеров, услугам пищеблока, прачечной, бизнес-центра, транспортным услугам и прочим составляющим работы предприятия. Специфическими показателями для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса являются:
- вместимость номерного фонда;
- сезонность спроса;
- график работы гостиницы;
- спрос на дополнительные услуги;
- план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов оказались положительными, можно приступать к реализации проекта. Тем не менее, для этого необходима предварительная подготовка, а именно - сбор необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Документы для открытия гостиницы
Для открытия гостиничного бизнеса необходимо знать, какие документы и формальности следует выполнить. В этой статье мы рассмотрим несколько блоков документации, необходимой для ведения гостиничного бизнеса.
Правоустанавливающие документы
На помещение и земельный участок - первый этап оформления документации. Кроме того, необходимо иметь свидетельство о регистрации предприятия и постановке на учет в ФНС. Также требуется разрешительная документация на строительство или перепланировку помещения.
Разрешение на строительство
Для оформления разрешения на строительство нужно предоставить:
- Кадастровый и ситуационный планы земельного участка
- Свидетельство о государственной регистрации участка
- Справку об отсутствии арестов на участок
- Лист согласований с коммунальными службами
- Планировочная схема участка
- Проект здания
- Договор подряда со строительной организацией
Для получения разрешения на перепланировку необходимо заявление в органы местного самоуправления с предоставлением техпаспорта помещения. После получения разрешения разрабатывается проект перепланировки, далее следует согласование проекта с администрацией и получение разрешения на начало работ. После проверки объекта контролирующими органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
Сертификат соответствия
Сертификат соответствия (по желанию владельца гостиницы) может быть добровольно сертифицирован, что означает присвоение гостинице категории «звездности». Получить сертификат соответствия можно в одной из местных сертифицирующих организаций. Требования к гостиницам различных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ. С 2019 года ожидается введение обязательной классификации гостиниц с номерным фондом более 50 номеров, с 2020 года — с номерным фондом более 15 номеров, с 2021 года — всех остальных гостиниц.
Лицензии и сертификаты
Требуется также наличие лицензий на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями по результатам проверок , также необходимы.
Прочие документы
Документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции, разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления, а также пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг) - всё это так же является необходимым.
Документы для внутреннего пользования
Наконец, нужно иметь документы для внутреннего пользования: перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации при пожаре, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Если все необходимые документы и формальности выполнены, можно приступить к созданию интерьера будущей гостиницы, который должен быть продуман и учтены вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Важно не забывать, что качество сервиса играет ключевую роль в получении положительных отзывов постояльцев.
Фото: freepik.com