Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция

Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция

Современные коммерческие IT-технологии продолжают эволюционировать со стремительной скоростью, требуя специализированных и своевременных технических решений, мощных серверов и ёмких хранилищ данных. Разработка таких систем является трудоемкой, рискованной и дорогостоящей процедурой для компаний, которые занимаются этим самостоятельно. Именно поэтому услуги аренды дата-центра являются в настоящее время широко распространенными, поскольку провайдеры берут на себя ответственность за хранение информации (среди прочих обязательств), и арендаторы получают возможность круглосуточного доступа к собственной ячейке.

Конечно же, услуга аренды дата-центра представляется удобной и выгодной для всех заинтересованных сторон, однако она несет в себе скрытые риски, особенно связанные с недостаточной надежностью хранения информации. Поэтому в этой статье мы рассмотрим обязательные критерии, которые следует учитывать при выборе дата-центра, чтобы минимизировать возможные угрозы, а также изучим современные тренды рынка IT-аутсорсинга.

Выбирая подходящий дата-центр для своей компании, важно обратить внимание на ряд критериев, которые позволят обеспечить бесперебойную автоматизированную работу бизнес-процессов и надежную защиту данных арендатора или владельца от посторонних пользователей. Дата-центры представляют собой специализированные высокотехнологичные площадки для размещения серверного и сетевого оборудования, созданные для быстрой и эффективной обработки больших объемов информации.

Перед выбором дата-центра необходимо определиться с задачами, которые должен решать центр, его пропускной способностью и уровнем надежности, а также наличием виртуальных или физических серверов, комплексом оборудования для работы, суммой расходов на использование ЦОД и необходимостью либо создания собственного ЦОД, либо использования услуг коммерческого дата-центра.

При выборе дата-центра стоит обратить внимание на такие показатели, как пропускная способность и развитая телекоммуникационная сеть, бесперебойность работы и уровень надежности, расположение, размер, профессионализм и опыт технического персонала, а также опыт внедрения комплексных IT-решений.

Стоит отметить, что аренда виртуальных серверов, дискового пространства для резервного копирования и приложений, совместно с вычислительной мощностью, программами и объемами памяти, позволяют пользователям услуг ЦОД работать из любой точки мира. Однако, чтобы использование дата-центра было максимально эффективным, необходимо правильно выбрать подходящий центр, учитывая все указанные критерии.

Анализ рынка услуг коммерческих дата-центров Как указывают исследования, точной информации о количестве дата-центров в мире не существует. Однако наиболее популярные локации можно определить с помощью онлайн-ресурса datacentermap.com. Лидером в этом списке являются США, где действует более 1762 ЦОД, хотя на самом деле их количество значительно превышает данную цифру. Другие крупные офисы расположены в Европе, в Германии, Великобритании, Франции и Нидерландах. Что касается степени развития услуг коммерческих дата-центров, США опережают остальные государства. По данным статистики, 37% клиентов ЦОД – это компании из сферы информационных технологий, а 23,9% – финансовый сектор. Также в списке частых пользователей услуг фигурируют строительные компании и правительственные организации. Согласно данным IDC, совокупная площадь ЦОД в мире в 2013 году составляла 150 миллионов квадратных метров, а к 2018 году она увеличится до 180 миллионов квадратных метров. Эксперты прогнозируют переход от небольших частных площадок к мегацентрам нейтральных сервис-провайдеров с десятками тысяч стоек. В России спрос на дата-центры пока заметно уступает европейской действительности, но российский рынок демонстрирует заметный прогресс, несмотря на экономические кризисы и санкции. В 2014 году на отечественном рынке функционировало около 180 крупных и средних ЦОД и около 28 000 мелких. Среди крупнейших дата-центров в России можно выделить DataLine, ММТС-9, Linxtelecom, SafeData и «Селектел». Хотя кризисный период временами сопровождался избытком предложений и остановкой новых мощностей, начиная с 2017 года российскому рынку вновь предрекают рост. Тем временем, европейские ЦОД не теряют своего веса, благодаря высокой скорости обмена информацией и прогрессивному законодательству, направленному на обеспечение лояльности к потребителям. Эксперты iKS-Consulting отмечают, что растущая конкуренция в отрасли телекоммуникаций будет подталкивать компании к выбору больших коммерческих дата-центров. Тем не менее, российским поставщикам услуг едва ли удастся в ближайшее время обойти западных коллег.

Для того чтобы выбрать подходящий дата-центр для размещения или аренды сервера, необходимо проанализировать рынок предложений и учесть ряд критериев. Рекомендуется выбрать 3-4 компании и произвести детальное сравнение по двум ключевым пунктам – техническим и сервисным возможностям, а также стоимости услуг.

Первоначально, для определения технической и сервисной пригодности ЦОД, можно использовать таблицу, содержащую следующие пункты:

  1. Категория надежности TIER и uptime. Показатель uptime характеризует время безотказной работы дата-центра, и для достойных провайдеров не должен быть ниже 99,95%.
  2. Перечень услуг и предоставляемые возможности.
  3. Регулярный мониторинг, обслуживание, и доступ к оборудованию 24/7.
  4. Наличие каналов высокоскоростного доступа в Интернет и системы резервирования.
  5. Наличие нескольких площадок от одного провайдера для диверсификации рисков хранения данных.
  6. Возможность интеграции основных услуг с другими услугами по IP-технологии.
  7. Защита приложений и информации.
  8. Соответствие помещения: планировка, кондиционирование, системы климат-контроля, пожаротушения и охрана, видеонаблюдение, системы электронной безопасности.
  9. Готовность принять нестандартное оборудование.
  10. Профессионализм сотрудников.

Сотрудники ЦОД должны обладать соответствующими сертификатами по тематике работы в дата-центре.

После простановки отметок «+/-» или добавления записей в нужные пункты таблицы, можно сформировать общую картину, которая учитывает особенности каждой компании.

Кроме того, необходимо учесть стоимость услуг дата-центров, так как ценообразование в этой сфере не нормировано. При выборе ЦОД можно сравнить две основные сферы деятельности: Colocation – размещение оборудования и серверов клиентов в ЦОД, и Dedicated server – аренда выделенного сервера клиенту.

Стоимость услуг дата-центров зависит от таких факторов как занимаемое сервером место, количество подключений к оптоволоконной сети, необходимость аренды канала связи в Интернете, наличие выделенного канала до офиса клиента, техническая поддержка, объемы потребляемой энергии и многих других.

Общая стоимость аренды 1 юнита и порта доступа на скорости 100 Мбит/с составляет от 2 до 4 тыс. рублей. Аренда целой стойки ЦОД варьируется от 30 до 50 тыс. рублей.

Анализ рынка показывает, что цены на услуги дата-центров пока что держатся на низком уровне, несмотря на прирост валютного курса, из-за высокой конкуренции и большого количества предложений. Таким образом, на сегодняшний день, рынок ЦОД остается рынком покупателя.

Контракт об уровне обслуживания, известный как SLA, является неотъемлемой частью договора аренды с дата-центром. Основное отличие SLA от других контрактов заключается в том, что он гарантирует предоставление услуг определенного качества. Прежде чем подписывать договор, клиент должен ознакомиться с ключевыми положениями, включая предмет договора, цену аренды, сроки, время реакции техподдержки, доступность и реквизиты сторон, а также дату и место подписания, а также порядок и сроки оплаты.

Кроме общих положений, договор должен детально прописывать главные моменты, такие как:

  • Качественные показатели услуги, такие как доступность сервисов круглый год. Например, важно заранее определить, имеет ли право провайдер останавливать дата-центр для плановых работ. При использовании провайдеров с высоким значением "tier" (III и выше) такой возможности быть не должно.
  • Порядок получения информационной и технической поддержки, способы связи, ожидание времени ответа, график работы службы поддержки.
  • Время реагирования на неисправность.
  • Порядок проведения технических работ.
  • Ответственность провайдера за неисправное оказание услуг, порядок и размер компенсации.

Аутсорсинг имеет множество преимуществ. Использование сторонних ресурсов позволяет оптимизировать затраты на IT-службу, быстро развернуть требуемую мощность, обеспечить высокий уровень сохранности информации и рассчитывать на высокопрофессиональную техническую поддержку круглосуточно. Клиенту необходимо только правильно выбрать дата-центр, основываясь на наиболее важных критериях и обязательных условиях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *