11.07.2022

Исполнительная и законодательная власть бьются вокруг «мусорной» концессии

Она будет вынесена на рассмотрение внеочередной сессии регионального парламента 14 июля.

Она будет вынесена на рассмотрение внеочередной сессии регионального парламента 14 июля.

Как сообщила пресс-служба правительства региона, 8 и 11 июля в Заксобрании прошли заседания рабочей группы, которая корректирует концессионные соглашения для строительства полигонов ТКО в Новосибирской агломерации. Группу возглавляет заместитель председателя Законодательного Собрания Новосибирской области Ирина Диденко.

— Во взаимодействии с депутатским корпусом будут учтены высказанные предложения. Главная цель — найти взвешенные и конструктивные решения, — цитирует пресс-служба заместителя губернатора Сергея Семку.

В ходе заседаний рабочей группы представители правительства Новосибирской области отметили, что на каждый объект будет заключаться отдельное концессионное соглашение, что позволит строить левобережный и правобережный полигоны в Новосибирском районе без привязки друг другу. Для обеспечения участия добросовестного концессионера в проекте концессионных соглашений указана необходимость предоставления банковской гарантии, при этом из проектов концессионных соглашений исключены все излишние бюджетные гарантии концессионеру, а также возврат концессионеру убытков с целью компенсации рисков предпринимательской деятельности за счет средств областного бюджета.

Особое внимание правительством региона и депутатами при формировании проекта концессионных соглашений уделяется вопросам определения сроков ввода объектов в эксплуатацию и поступления инвестиций, условиям строительства комплексов с применением современных технологий, снижающих воздействие на окружающую среду, а также выработке таких условий концессионного соглашения, которые бы максимально стимулировали участие добросовестных концессионеров, исключение из проекта концессионного соглашения излишние гарантии концессионеру и ряд других, уточняется в сообщении.

Напомним, все эти замечания депутаты озвучивали в ходе совместного заседания комитетов по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, а также строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам 15 июня.

В начале июля на своей странице «ВКонтакте» зампредседателя комитета по строительству и ЖКХ Вадим Агеенко сообщил, что официально материалы по двум новым концессиям — строительству мусоросортировочных комплексов и полигонов в Раздольном и Верх-Туле — МинЖКХ области внесло в парламент вечером 28 июня. Проекты документов комитет получил днем ранее.

— У депутатов возникло много вопросов к экономическим параметрам этих двух концессий, но внятных ответов от министра мы так и не получили. За неделю до этого я изучал первый вариант соглашения Верх-Тула, а Раздольное еще было не готово. За эту неделю экономические показатели соглашения Верх-Тула изменились три раза, — констатировал Агеенко. — Прошлая, печально известная мусорная концессия с ООО «Экология-Новосибирск» в 2016 году рассматривалась и дорабатывалась в рабочей группе Минэкономразвития (Молчанова О.В.) ровно шесть месяцев.

Он также назвал ключевые моменты, на которые обратил внимание комитет и рабочая группа:

Первое, что бросается в глаза — цена концессий искусственно завышена , в том числе введением в объект соглашения площадок компостирования, что совершенно не требуется действующим законодательством, территориальной схемой тоже не предусмотрено компостирование на этих объектах, это проектное решение никак экономически не обосновано в наших сибирских условиях (из компоста ТКО получается только технический грунт, который в любом случае пойдет на полигон как изолирующий слой). Стоимость предложенных концессий:

Верх-Тула (капитальные затраты) — 3,377 млрд рублей, в том числе участок компостирования — 691 млн рублей (20,5% от стоимости объекта);

Раздольное — 3,653 млрд рублей, в том числе участок компостирования — 749 млн рублей (20,5% от стоимости объекта).

Если учесть, что в новой концессии мощность объектов сокращена: МСК — до 300 тысяч тонн (на 25%), полигон — до 150 тысяч тонн (на 50%), то средняя приведенная стоимость новых объектов становится еще больше, чем это было в старой «золотой» концессии:

Верх-Тула (Левобережный) — 12,5 млн рублей за 1000 тонн;

Раздольное (Правобережный) — 12,3 млн рублей — за 1000 тонн, что на 54% больше, чем в старой концессии.

С другой стороны, для финансирования всего проекта в ТЭО заявлены другие цены:

Верх-Тула (потребность в финансировании) — 4,51 млрд рублей, в том числе собственных средств концессионера — 911 млн рублей (под 13,5% годовых), заемных средств — 3,6 млрд рублей (под 12,5% годовых);

Раздольное – 4,88 млрд рублей, в том числе собственных средств концессионера — 990 млн рублей (под 13,5% годовых), заемных средств — 3,89 млрд рублей (под 12,5% годовых).

Таким образом, мы видим, что стоимость новой концессии не сократилась, а наоборот, выросла на 54% и срок строительства объектов увеличился с 33 до 37 месяцев, хотя мощность объектов существенно сократилась на 25-50%.

Значительное завышение тарифов концессионера .

Если в старой концессии мы все возмущались завышением тарифа от действующего в 3,5 раза, то в новой концессии предусмотрено завышение тарифа от действующих в 5,8 раза.

Сегодня тариф для полигонов МУП САХ (Левобережный и Гусинобродский) составляет 601 рубль за тонну (с сортировкой), в новой концессии для Верх-Тулы с 2025 года тариф составит  3 610,38 рубля за тонну, в 2026 году — 4 060,27 рубля за тонну. Если допустить, что тариф МУП САХ к 2025 году увеличится с 601 до 700 рублей за тонну, то даже в этом случае тариф для новых концессионеров увеличится в 5,8 раза.

 

Еще одно необъяснимое новшество новой концессии — это значительное увеличение площади земельных участков под строительство сильно сокращенных по мощности объектов (МСК — 300 тысяч тонн, полигон — 150 тысяч тонн).

Если в старой концессии под значительно большие объекты (МСК — 400, полигон — 300) выделялись по 77 га земли, и этого вполне хватало, то в новой концессии под меньшую мощность объектов площадь выделенных земельных участков составила:

Верх-Тула — 86,6 га (+12%), в том числе 6,0 га — земли сельхозназначения (в том числе назначение — посадка картофеля);

Раздольное — 271 га (больше в 3,5 раза), из них 9 га с обременением.

На вопрос депутатов: «Зачем правительство это делает?», — ответа от министров мы не получили. Хотя по тексту концессии мы догадываемся, зачем это делается.

Концессионная плата . Из текста новой концессии следует: концессионер обязан уплатить концеденту концессионную плату в размере 1000 рублей (!), вносимую единовременно (один раз за все 25 лет) не позднее 5 рабочих дней с даты ввода объекта соглашения в эксплуатацию, то есть в 2025 году.

Для справки: в старой концессии концессионная плата составляла и могла бы выплачиваться концеденту (то есть в бюджет области) следующим образом:

а) 1 000 000 рублей с первого по восьмой год эксплуатации объекта соглашения; концессионная плата подлежит ежегодной индексации на индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период;

б) 15% от объема валовой выручки концессионера от регулируемых видов деятельности, начиная с девятого года эксплуатации объекта соглашения, но не раньше момента фактического возврата инвестиций концессионера, и до конца срока действия соглашения.

На вопрос, почему такая щедрость правительства в отношении предполагаемого концессионера (всего 1 000 рублей за все 25 лет), депутаты ответа не получили.

Особые обстоятельства .

В старой концессии были 30 особых обстоятельств, часть из которых с неопределенным толкованием, о чем заявлял даже прокурор области в 2016 году, в новой концессии особых обстоятельств стало уже 50, но возмещения по некоторым из них выплачиваются, если убытки концессионера от этих обстоятельств превысили 10 млн рублей в год или убытки концессионера превышают величину страховки — в этом случае концессионеру выплачивается субсидия из областного бюджета.

Прямое соглашение (соглашение между концессионером, банком и концедентом).

Напоминаю, что в федеральном законе «О концессионных соглашениях» (№115-ФЗ) нет обязанности концедента подписывать прямое соглашение — предусмотрена только возможность его заключения. В старой концессии тоже была только возможность заключения прямого соглашения.

В новой концессии появилась обязанность концедента заключить прямое соглашение, а в случае незаключения такого соглашения это расценивается как особое обстоятельство со всеми последствиями, вплоть до расторжения концессии в одностороннем порядке со стороны концессионера.

Вопрос: какая необходимость области в этом прямом соглашении, зачем области брать на себя излишние обязательства, в том числе финансовые, за концессионера? Мы что уже сегодня сомневаемся в порядочности и платежеспособности предполагаемого концессионера или в правительстве уже сегодня знают, кто будет этим «инвестором-концессионером», и реально оценивают его деловую репутацию?

Отдельный разговор — о стоимости основных средств объекта соглашения . Достаточно сказать, что приведенные цены строительства отдельных объектов соглашения сильно разнятся с рекомендованными приведенными ценами приказа Минстроя России от 29 марта 2022 года «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-19-2022. Сборник №19. Здания и сооружения городской инфраструктуры». С этим вопросом нужно разбираться отдельно и детально, но рекомендую обратить внимание хотя бы на одно строение — «Операторская» — и его первоначальную стоимость в 429 млн рублей. Эту операторскую можно сравнить со стоимостью строительства Театра Афанасьева в Новосибирске.

— Это пока только первое впечатление от представленного правительством области документа — стоимость объектов искусственно завышается, что при справедливо сниженных гарантированных объемах ТКО приводит к увеличению необходимой валовой выручке (НВВ), которую можно получить только завысив тариф концессионера в 5,8 раза. Детальный анализ проектов соглашений будет сделан позже, а пока это только первые впечатления, — констатировал Агеенко. — Но главное, что можно отметить — в этой концессии нет ни копейки бюджетных средств (капитального гранта) или денег, обещанных или ожидаемых от РЭО (Российский экологический оператор, Денис Буцаев). Вопрос: зачем тогда правительство области так торопится с вынесением текста этой весьма сырой концессии на открытый конкурс? В этой совершенно неоправданной спешке все предусмотренные законами и распоряжениями нормы по внесению этой концессии в Заксобрание нарушены, похоже, текст самой концессии так и не согласован некоторыми министерствами и департаментами правительства (мы это выяснили на заседании у Решетникова вечером 28 июня). У внесенных проектов соглашений почему-то нет титульного листа со списком согласований. Мы так и не знаем — согласованны ли эти документы в установленном порядке в том числе с Минюстом Новосибирской области.

12 июля концессия будет рассматриваться на заседании комитета по строительству и ЖКХ, 13 июля — на бюджетном комитете, а 14 будет вынесена на сессию регионального парламента.

 

Ранее редакция сообщала, что количество мусора, которое образуется в РФ, уже несколько лет сокращается . 

Фото базовое — редакции, внутри текста — пресс-службы Законодательного собрания Новосибирской области.

Юлия Данилова

Последние новости

Какую поддержку необходимо оказать ребенку при подготовке к экзаменам: родители получили рекомендации от специалистов НГПУ

Институтом непрерывного образования НГПУ организована очередная Родительская гостиная, посвященная вопросам эмоционального состояния ребенка перед экзаменами, тому, как справляться со стрессом во время экзаменов.

Максим Останин назначен вице-мэром Новосибирска

Он будет курировать экономические вопросы и взаимодействовать с бизнесом.

Чиновницу мэрии Новосибирска подозревают в конфликте интересов

Супруг чиновницы размещал в городе нестационарные объекты, в том числе без правоустанавливающих документов, выяснила прокуратура.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *