Кино от сердца
21.11.2022

Кино от сердца

Как съёмки фильма могут повысить туристическую привлекательность региона и когда в Новосибирской области примут свой закон о кино?

Как съёмки фильма могут повысить туристическую привлекательность региона и когда в Новосибирской области примут свой закон о кино?

Документальное кино  — возможность увидеть мир с другой стороны.

Съёмки блокбастера «Сердце Пармы» привлекли в Пермский край туристов, а социальные залы стали источниками генерации идей. Люди не просто смотрят кино, оставаясь пассивными зрителями, но и сами создают проекты, снимают кино и разными другими способами преобразуют жизнь вокруг. Лучшие практики развития регионального кино представили на Международном фестивале «Встречи в Сибири», который прошёл в 25-й раз при поддержке министерства культуры Новосибирской области.

Модератор  — звучит гордо

Пермский край с его удивительными пейзажами, загадочной Чусовой и фактурным колоритом стал местом, где снимается всё больше российских кинокартин и сериалов. Их создателей привлекают и местные меры поддержки, или рибейт,  — когда регион, приглашая киностудию, компенсирует ей часть затрат, а в итоге получает в разы больше. Фильм «Сердце Пармы» по мотивам романа Алексея Иванова снимали на территории Пермского края под городком Губаха, и сейчас это место очень популярно у туристов, главной достопримечательностью маршрута стала 84-метровая «древнерусская» крепость. Под Губахой снимали и фильм-сказку «Последний богатырь: Корень зла». Однако регион компенсирует затраты не всем создателям кино: в начале года собираются заявки претендентов, а затем экспертная комиссия во главе с режиссёром Павлом Лунгиным принимает решение, кто достоин поддержки. Размер может достигать 5% от затрат на съёмки.

Но самый удивительный проект  — социальные кинозалы. Кино в деревнях и сёлах Пермского края показывают бесплатно  — не во всех, конечно, а там, где созданы социальные кинозалы, сегодня их уже 131 на территории края, в 2024  году планируют 190, а к 2030-му  — 1  500. В  соцзалах проводятся кинопоказы, устраивают обсуждение фильмов, игры, квесты и медиазанятия для школьников. Проект задуман и реализован командой Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», который проходит в Перми с 1995  года. В  неигровом кино важно дойти до зрителя, но этот путь практически закрыт. Кроме того, в провинции выросло целое поколение людей, которые не привыкли к массовым киносеансам. Но именно кино, как показывает сегодняшний интерес государства к этой теме, снова становится важнейшим из искусств.

— Создавая наши социальные кинозалы, мы обращались к губернатору и получили поддержку,  — рассказывает президент кинофестиваля «Флаэртиана», художественный руководитель ГКБУК «Пермская Синематека», кинорежиссёр Павел Печёнкин .  — Первые социальные кинозалы мы стали открывать в 2019-м и каждый год открываем до 35  новых. Только за первую половину этого года кино в наших соцзалах посмотрели 270  тысяч человек, из них 50  процентов  — это показы мультиков для детей, 25  процентов  — игровое кино, которое мы закупаем на деньги нашего министерства, и 18  процентов  — документальное кино, фильмы участников «Флаэртианы».

Главная задача социального зала  — вовлечь людей в социальную активность, спровоцировать в них желание генерировать идеи и участвовать в преображении того места, где они живут. Смотри, думай, обсуждай, действуй  — под таким девизом работает проект социальных кинозалов. Площадками социальных кинозалов могут служить дома культуры, сельские клубы, библиотеки, школы  — любые учреждения, где есть возможность установить экран и пригласить людей. Проводится конкурс, по итогам которого победителям на оборудование выделяется 250  тысяч рублей, в этом году из 90  заявок победителями признаны  30. Но главное условие  — найти в селе модератора, который мог бы стать проводником в мир кино, готов учиться и развиваться сам.

Во сколько же обходится краевому бюджету проект «Социальный зал», задал вопрос замминистра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов . Совокупный бюджет проекта, включающий приобретение оборудования и обучение модераторов,  — 10  млн рублей на 30  кинозалов в год. Плюс, по словам Павла Печёнкина, 12  млн краевой бюджет выделяет на проведение фестиваля «Флаэртиана», а с учётом президентского гранта в этом году он обошёлся в 20  млн. Пермские документалисты продолжают снимать кино: на бюджетные деньги готовят к следующему году, когда краю исполнится 300  лет, 10  фильмов. И  их наверняка покажут в социальных залах.

Енисейский меридиан

Открытие 25-го фестиваля «Встречи в Сибири» на сцене кинотеатра «Победа».

В советское время киностудии и студии кинохроники действовали в нескольких городах и союзных республиках, представляя сеть центров по производству игрового, научно-популярного и документального кино. Одной из последних, в 1981  году, была создана киностудия в Красноярском крае, сотрудников приглашали из разных киностудий, предоставляя жильё. Но в 1990-х начался развал страны, а вместе с ней и системы кино: сокращались общестудийные расходы, распродавались помещения. Чтобы сохранить саму возможность снимать документальное кино в регионе, красноярское сообщество кинематографистов добивалось внимания властей, а история передачи письма губернатору похожа на детектив.

— В 2013 году был разработан закон «О  поддержке издательской деятельности и документальной кинематографии в Красноярском крае». В  первый год нам дали на производство кино 3  миллиона рублей, мы делили их на конкурсной основе  — по 450–500  тысяч на картину. С  тех пор ежегодно объявляется конкурс, устраиваются питчинги, и теперь это уже в целом 10  миллионов,  — говорит Александр Калашников , продюсер и режиссёр, почётный кинематографист  РФ, директор Красноярской киностудии.  — И  вот сейчас рассматривается новый закон.

КСТАТИ
Растёт новый молодой сибирский кинематограф  — это стало понятно нынешним летом, когда в Новосибирске по инициативе губернатора Андрея Травникова был организован Первый фестиваль научного и индустриального кино Сибири «Кремний»  — с учебной программой, созданием фильмов и конкурсами.

Новый законопроект о государственной поддержке краевого кинематографа уже принят в первом чтении Законодательным собранием Красноярского края. На выделение субсидии на следующий год в бюджете планируется 50  млн рублей, а на два последующих года  — 100 и 150  млн. Об этих планах на площадке Московского международного кинофестиваля сообщил замгубернатора Красноярского края Василий Нелюбин . В  крае учредят кинокомиссию, которая займётся вопросами привлечения кинокомпаний к созданию фильмов о крае и жизни в нём, подготовкой сюжетных предложений, отбором заявок на господдержку. В  Красноярске снова будут снимать кинохронику важнейших событий  — законодатели вводят норму о производстве и прокате регулярного киножурнала «Енисейский меридиан». Наконец, планируется увеличить поддержку кинокомпаниям, готовым создавать фильмы на территории края, и здесь свой вариант рибейта. Кинокомпания «Триикс Медиа», одна из крупнейших частных кинокомпаний в России, завершила съёмки сериала «Красный Яр», посвящённого 200-летию Енисейской губернии, также здесь создан филиал кинокомпании «Сибирь Триикс Медиа».

От «Кремния» до закона

Новосибирск всегда славился своими кинематографистами, здесь работали Западно-Сибирская студия кинохроники и «НовосибирскТелефильм», а сегодня документалисты разбросаны по маленьким студиям, как осколки некогда огромного мира, отражавшего своё время и современников. Новосибирские мэтры продолжают получать награды на фестивалях. Борис Травкин , кинооператор и кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств России, председатель Новосибирского отделения Союза кинематографистов России, обладатель множества наград, недавно стал лауреатом фестиваля «Человек, познающий мир» в Крыму за фильм «Земной мир отца Андрея», а их с коллегами (кино  — всегда командная работа) картина «Штурмовики» о легендарном Ил-2 открывала этим летом Московский международный кинофестиваль.

Большую фильмотеку за 25  лет собрал Международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири», его художественный руководитель, известный кинодокументалист Элла Давлетшина занимается сохранением новосибирского кинонаследия, работает музей Дом документального кино на ул.  Романова,  26, устраивают показы редкой кинохроники на ретротехнике Анатолий Антонов и Станислав Шуберт .

Однако для того чтобы взращивать своё кино, нам нужен региональный закон и грантовая поддержка, уверен кинодокументалист Владимир Эйснер , лауреат многих российских и международных фестивалей, заслуженный деятель искусств России, лауреат Госпремии  РФ.

Кинематографисты уже обратились в профильный комитет заксобрания Новосибирской области  — лично к Елене Спасских , заместителю председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике. «Вопрос требует глубокой проработки. Ждём конкретных предложений, будем встречаться с сообществом кинематографистов. Будем работать»,  — заверила депутат.

Нет сомнений в том, что подобные меры помогут удержать в регионе талантливую молодёжь. В  Новосибирске работают детские киностудии «Поиск» и «Старая мельница», НГТУ готовит видео- и кинооператоров, сценарии пишут будущие журналисты  — студенты Гуманитарного института НГУ, а тому, как представлять документальное кино, учат в НГПУ.

Марина ШАБАНОВА |  Фото Валерия ПАНОВА

Последние новости

Повышение квалификации в «Школе экспертов общественных наук»

НГУЭУ определен опорным университетом по проекту «ДНК России» в Сибирском федеральном округе.

Три человека отравились угарным газом в частном доме в Бердске

Неисправный дымоход стал причиной отравления угарным газом трех людей, один из которых находится в тяжелом состоянии.

Победителей международной экологической конференции назвали в НГУ

В Новосибирском государственном университете состоялась XXV Международная экологическая студенческая конференция «Экология России и сопредельных территорий».

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *