Новосибирская Снегурочка с успехом растаяла в Концертном зале имени Чайковского
20.01.2023

Новосибирская Снегурочка с успехом растаяла в Концертном зале имени Чайковского

Художественный руководитель  и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Дмитрий Юровский и солистка театра Дарья Шувалова совместно с Госоркестром России имени Евгения Светланова устроили в Москве,

Художественный руководитель  и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Дмитрий Юровский и солистка театра Дарья Шувалова совместно с Госоркестром России имени Евгения Светланова устроили в Москве, в филармоническом Концертном зале имени Чайковского зимний музыкальный вечер. В него вошли произведения трех композиторов, для кого зимняя пора с ее зыбкими  призрачными реалиями — не пустой звук. Двое из них — столпы русской и мировой музыкальной культуры, а вот имя третьего — Эриха Вольфганга Корнгольда, австрийского  композитора и дирижера первой половины ХХ века, у нас практически неизвестно.

Принтскрин: Московская филармония

Музыка из его пантомимы «Снеговик» или «Снежный человек», (с которой в 1908 году собственно и начинался ставший впоследствии одним из  самых важных в истории Голливуда персонажей  композитор Корнгольд), собранная в сюиту Дмитрием Юровским, была представлена  московской публике впервые. В пару к «Снежному человеку» вполне уместно поставить  «Снежную девушку», что и произошло на концерте 16 января.

Открытая и простодушная, элегантная, жизнерадостная сюита «Снеговик»  явилась своеобразным  прологом к следующему произведению, ставшему  кульминацией вечера.  «Снегурочка», эта волшебная поэтичная сказка Римского-Корсакова также впервые предстала здесь в виде сюиты, также составленной дирижером Дмитрием Юровским. Вернее, можно сказать, в виде некой монооперы, повествующей  о недолгой жизни Снегурочки, с  того момента, как она решилась уйти из леса к людям, и до последнего ее вздоха в сцене таяния. И если душу Снеговика только приоткрыл  публике концертмейстер светлановского оркестра — народный артист РФ Сергей Гиршенко в своем экспрессивном скрипичном соло — то в следующем номере программы на сцену вышла живая Снегурочка.

Образ фантастической девочки-дикарки, познающий радость и муки первой любви, как нельзя близок Дарье Шуваловой с ее хрупкой внешностью, полётным  «хрустальным» голосом, которому подвластны   и звонкие радостные рулады, и томные вздохи, и трагическая наполненность… Ее вдохновенное и блестящее исполнение знаменитых арий и ариэт — всех  монологов своей героини — покорили публику. А  чутким и сопереживающим ей партнером был оркестр: опера Римского-Корсакова, надо сказать, содержит немало замечательных колоритных оркестровых фрагментов, вполне уместных в симфонических программах. Чего стоит «Пляска скоморохов» —  виртуозный симфонический эпизод, изобилующий яркими оркестровыми красками и зажигательными ритмами. Есть здесь и оригинальный  танец птиц, и торжественный сказочно-игрушечный марш, да и вступление живописует в импрессионистких тонах  картину последней зимней ночи…

Все эти эпизоды вошли в сюиту, составленную Дмитрием Юровским. Трудно сказать, они ли, эти яркие оркестровые фрагменты,  подтолкнули к ее созданию, или потрясающие по красоте «песни» Снегурочки, так или иначе, сложилось законченное сочинение в рамках  музыкального дайджеста.

Третьим произведением  концерта стала Первая симфония Чайковского, первая русская классическая симфония, названная автором «Зимние грезы». Это уже новый — лирико-психологический аспект зимней темы концерта. Суровая красота зимней русской          природы и поэтика веселых масленичных гуляний, переданные в музыке, не могут не завораживать слушателей. Даже не верится,  что в течение почти полутора десятка лет своей жизни эта симфония не то, что не получала одобрения, а просто не замечалась или предавалась жестокой критике. Как всегда, главный судья — время — все расставляет по своим местам. И музыка Чайковского, эта лирическая исповедь молодого путешественника — одна из самых исполняемых и любимых слушателями. В интерпретации Дмитрия Юровского и оркестра имени Светланова — наполненная тончайшими художественными деталями: подробностями переживания открывающих зимней дорогой пейзажей и настроений, она очаровывает легким  дыханием, чистыми тембрами деревянных духовых инструментов и их сочетаний, красотой оркестрового звучания. В завершение концерта, «на бис» музыканты исполнили «Пляску скоморохов» Чайковского из музыки к драме Островского «Снегурочка», закольцевав таким образом зимнюю волшебную программу.   Остается надеяться, что подобное может произойти  зимней порой и здесь, в Новосибирске, в одном из концертных залов.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Филармонический камерный оркестр сыграл в фильме «Вера: дневник Победы»

Евгений Волынский — маэстро-праздник

 

Последние новости

Режим чёрного неба в Новосибирске продлили до 6 февраля

В ближайшие выходные горожанам лучше отказаться от длительных прогулок на свежем воздухе.

Верное решение деликатной проблемы

Новосибирские врачи готовы включиться в реализацию пилотного проекта по скринингу колоректального рака (КРР).

Андрей Травников поручил обосновывать инфляцию бюджетных расходов

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников поручил региональному минфину держать на контроле обоснованность инфляционного роста расходов.

Card image

Сессия — ответственный период для каждого студента

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *