Педагогическая находка
В Новосибирском районе прошел муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года».
В Новосибирском районе прошел муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года». В финале участвовали семь педагогов дошкольного образования из Толмачёвского, Верх-Тулинского, Кубовинского, Барышевского, Мичуринского сельсоветов и р. п. Краснообск.
По традиции конкурс проходит по месту работы предыдущего победителя муниципального этапа. В прошлом году лучшим воспитателем стала Ольга Мельникова из детского сада «Теремок» р. п. Краснообск. Она победила не только в районе, но и в регионе, завоевала титул «Воспитатель года Новосибирской области». Как опытный и профессиональный педагог, Ольга Игоревна в этот раз представляла жюри наряду с руководителями дошкольных образовательных организаций района. В составе жюри была и лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2018», консультант отдела дошкольного и общего образования министерства образования Новосибирской области Ильмира Гудова.
Каким должен быть современный воспитатель? Без сомнения, на первом месте – любовь к детям, доброта и терпение. Без этого набора человеческих добродетелей идти в профессию бессмысленно. Но современные стандарты дошкольного образования идут в ногу с развитием новых технологий и требуют от педагога творческого подхода, умения увлекательно и познавательно на доступном ребенку языке изложить материал, заставить думать, действовать и закреплять полезные навыки через игру.
Методики и авторские практики, с которыми выступили конкурсантки, были настолько интересны и необычны, что многие из них претендуют на звание «педагогическая находка». Расскажем о некоторых из них.
«Веселые человечки» Натальи Ксенофонтовой
Первой по жребию выступала Наталья Ксенофонтова из краснообского детсада «Дельфин». Тема ее урока – знакомство с живой и неживой природой средствами STEM-образования и ТРИЗ-технологий. Сложное на первый взгляд наукоемкое понятие означает модель, объединяющую естественные науки и инженерные предметы в единую систему. Этот термин у педагогов давно в ходу, но родителям не стоит его пугаться. Детям на занятиях не надо запоминать иностранные слова. Все дается наглядно и доходчиво – через образы веселых человечков. Если человечки держатся за руки крепко – это твердые тела, а если только соприкасаются – жидкости. Проверить это детям предлагается экспериментальным путем: переливая жидкости из пробирки в пробирку, замораживая воду в лед и нагревая до уровня образования пара. Физика и химия будут изучаться только в старших классах, но уже с 3-летнего возраста дети получают представление о соединении химических элементов и со временем легко разберутся, что такое валентность.
Интерактивный плакат Татьяны Пискуновой
Современные дети хорошо воспринимают информационные технологии. Воспитатель Мичуринской школы № 123 Татьяна Пискунова провела занятие на тему «Зимние птицы» с помощью интерактивного плаката. Педагог подкрепила визуальную информацию ссылками на веб-ресурсы: видео, аудио, слайд-шоу. Достаточно нажать на изображение птицы и можно послушать, как она поет, увидеть, чем питается, сравнить ее с другими обитателями зимнего леса. Татьяна Пискунова подробно объяснила, как сделать плакат своими руками и подготовила раздаточный материал – буклеты с пошаговой инструкцией, которые сразу разобрали участники конкурса как ценный трофей.
Говорящие кубики Алёны Стародубцевой
Интересной педагогической находкой поделилась с коллегами Алёна Стародубцева, воспитатель Краснояровской школы № 30 им. Героя России Александра Галле. Умение рассказывать историю – сторителлинг – активно используется в маркетинговой сфере. Этот метод педагог адаптировала под детей, и с помощью кубика в игровой форме малыши учатся связно говорить, задавать вопросы и сами на них отвечать. Выступление Алёны Александровны получилось настолько ярким и эмоциональным, что даже строгое жюри активно включилось в творческий процесс, результатом которого стала сказка о серой мышке, придуманная на ходу. Ильмира Гудова по этому поводу заметила, что метод так хорош и прост, что стоит взять его на вооружение.
Напольные игры и макеты живой природы
В дошкольном возрасте дети много времени проводят на полу. Учитывая эту особенность, воспитатель детского сада «Росток» (п. Тулинский) Олеся Самойлова придумала целую серию развивающих напольных игр. Из подручных средств (картон, листы бумаги, обрезки обоев) она смастерила лабиринты, колесо фортуны, бродилки. Играя, дети учатся сортировать мусор, знакомятся с природой родного края.
Теме экологии и природоведения посвящена работа Натальи Ковальчук, воспитателя детского сада «Колосок» (Краснообск). В центре внимания – наглядные пособия в виде красочных макетов. Дети могут поиграть с экзотическими животными, персонажами известных сказок. При этом отрабатываются навыки устной речи, развивается воображение и формируется представление об окружающем мире.
Юнкоры и блогеры
Такое явление, как соцсети и интернет, захватывают совсем юных зрителей. В Толмачёвской школе № 61 с раннего возраста детей учат грамотно работать с информацией. В детском саду создан самый настоящий пресс-центр. Воспитатель Ольга Кунова показала, как дети осваивают радио и телевидение, учатся создавать информационный контент. В прямом эфире с участием жюри состоялась запись звукового письма солдату на фронт. Каждый из участников фокус-группы озвучил в микрофон свое пожелание – получилось трогательное живое послание.
Почему трава зеленая?
Развитию творческого мышления и пространственного воображения посвящена работа Натальи Кирюхиной из детского сада «Елочка» с. Барышево. С помощью наглядных тактильных материалов дети знакомятся с рельефом местности, создают пейзаж, учатся работать с пространством. Методика Натальи Николаевны построена на приемах ТРИЗ: задается вопрос – ищется ответ. Главное детское «почему» – самый важный инструментарий познания мира. Тот, кто не разучится задавать этот вопрос с возрастом – вырастет любознательным образованным человеком.
Да здравствует Мери Поппинс!
Первый тур конкурса прошел на таком высоком профессиональном уровне, что поставил членов жюри в затруднение. Фаворитов было несколько: Наталья Ксенофонтова, Алёна Стародубцева и Олеся Самойлова были, пожалуй, ярче и убедительнее других. Все решил второй этап. Конкурсантки участвовали в прямых дебатах и отвечали на вопросы жюри. Тут тоже были приятные открытия. Но все решила арифметика.
Сложив баллы за все этапы конкурса, в том числе заочные туры, жюри отдало свое сердце Наталье Ксенофонтовой. Таким образом, победа снова осталась в Краснообске. А уже в марте в Новосибирске пройдет областной этап конкурса, где Наталья Ксенофонтова будет представлять честь района.
– Переполняет чувство гордости за Новосибирский район. Видно, что проводится большая работа на уровне управления образования и руководства детских садов. Конкурсантки продемонстрировали высокий профессиональный уровень, владение разнообразными технологиями, которые можно брать на вооружение, – похвалила участниц Ильмира Гудова.
Елена Азарова, фото автора
Последние новости
Если вы пропустили: оживший Ленин, голодные сомнамбулы и шкодливые носухи
Читайте дайджест публикаций «Новосибирских новостей» о событиях, фактах, людях и животных, которые запомнились нам всем на уходящей неделе.
Гордость города: Владимир Эвальдович Эйснер
Он повлиял на целое поколение горожан, рассказывал, как должна выглядеть Сибирь на экране.
Спортсменка Бердска окунулась в Рождественскую сказку международного лагеря «Артек»
В Международном детском центре «Артек» почти две тысячи школьников стали участниками 15-й смены «Рождественские сказки «Артека» и вместе встретили Новый год.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи