Увлечение длиною в жизнь
Моим собеседником сегодня стал человек с весьма необычным, можно даже сказать, не очень современным увлечением.
Дмитрий Бекешов со своими учениками
Моим собеседником сегодня стал человек с весьма необычным, можно даже сказать, не очень современным увлечением. Но именно это несовременное по сегодняшним меркам увлечение и сделало его дважды чемпионом мира. Мой собеседник — дважды чемпион мира (во Франции и в Санкт-Петербурге), дважды серебряный призер, (Германия и Польша) неоднократный призёр Европы и России, председатель Новосибирской федерации судомодельного спорта, вице-президент Федерации судомодельного спорта России по Сибири и Дальнему Востоку, мастер спорта международного класса по судомодельному спорту Дмитрий Бекешов.
Все начинали вот с таких моделейВ студии «Naviga» на МБУ «Территория молодежи» проходил день открытых дверей. Приходили и дети, и взрослые, и родители. Все с интересом смотрели на запуск моделей кораблей в бассейне, а многие папы и сами, видимо, вспомнив свои былые увлечения, с удовольствием участвовали в запусках. Модели были от самых простых — с резиномотором, до самых сложных — радиоуправляемых. Но дело не в этом. Здесь царила атмосфера творчества. То, о чем говорил Дмитрий, то, что движет людьми, любящими создавать совершенные творения своими руками.
— Дмитрий, как ты пришел в судомодельный спорт?
— В 12 лет одноклассник привел меня в судомодельный кружок, мне дали первое задание — делать иллюминаторы, и я, выполнив первую деталь, понял: это моё. Очень понравилось. Одна модель, следующая, третья, и вот до сих пор занимаюсь, ничуть не жалею, что занялся судомоделизмом.
— Откуда такое увлечение — в Сибири, вдали от моря, от настоящих больших кораблей?
— Тут неважно на самом деле, далеко ты живешь от моря или нет, видел ты настоящие корабли или нет. Важно заниматься творческим делом. Это во-первых. А во-вторых, любой корабль является сложным инженерным творением, любой корабль сам по себе красив, это очевидно, и повторить его в материале — значит, воспроизвести его красоту, пусть и в уменьшенном масштабе. Это всегда интересно, всегда здорово, и очень привлекает. Моим учителем был Лебедев Николай Васильевич, у него я прозанимался семь лет, потом ушел в армию, отслужил, и со временем сменил его на посту руководителя судомодельного кружка. До сих пор здесь и работаю.
— Что движет моделистом? Ведь это очень кропотливая работа. Сидеть часами, днями, неделями, делать модели высочайшего, порой музейного качества?
— Моделизм вообще и судомоделизм в частности хорош тем, что он очень многогранен, здесь каждый моделист находит свою нишу. То, что нравится именно ему. То, что ему по душе. Кому-то нравятся гоночные модели, кому-то яхты, кому-то подводные лодки, кому-то именно копии, стендовые модели вот с тем самым музейным качеством. Привлекает тем, что можно выбрать направление, а потом можно выбрать и цель. Я всегда говорю, что у любого моделиста при постройке модели обязательно должна быть цель. Цели могут быть разные — получать удовольствие от творчества, построить модель судна, подарить другу, который на нем служил, воспроизвести модель корабля, на котором ты сам служил, получить спортивное звание, участвовать в соревнованиях. Множество целей, в том числе и научиться работать на станках, на оборудовании. Многогранность целей привлекает. Лично для меня удовольствие в том, что я как бы из ничего делаю интересные красивые корабли, и очень привлекает процесс творчества. Спортивная составляющая для меня тоже важна, не просто построил модель, но и выступил с ней. И твое совершенное творение выполняет нужные действия на воде. Это и красиво, и это тоже захватывает.
— Какое самое главное качество моделиста?
— Я думаю, что это целеустремленность. Неважно, усидчив ты или нет, упорен или нет, но если человек целеустремлен, он обязательно придет к своей цели. Ну и второе, самое сложное для моделизма, — это найти для него время. Трудно думать о себе, о душе, о творчестве, о работе одновременно.
— Ты давно занимаешься с детьми? Ты их учишь только строить модели или чему-то бОльшему?
— Конечно, это очень приятно — передавать детям свои знания и навыки. Но самое главное, я считаю, в том, что дети, пройдя школу обучения в нашей студии, получат эти знания и навыки навсегда, на всю жизнь. Всё это останется в их руках, в их головах и они по жизни пойдут уже технически подготовленными — вот самое главное в нашей работе педагога, в наших технических центрах. Необязательно, чтобы он был потом моряком, судостроителем, хотя многие ребята и идут по этому пути, но самое главное, что подросток получает навыки работы с инструментом, станками, это пригодится ему на всю жизнь, ну а работать с детьми всегда приятно и интересно, очень радует, когда они растут. Вот я подготовил шесть мастеров спорта, и взрослых и юных, и 15 кандидатов в мастера спорта.
Соревнования «Кубок России»
— Вот сейчас во времена IT-технологий, робототехники, 3D-моделирования интерес к судомоделизму снижается?
— Конечно, пик был в советское время, когда государство уделяло огромное внимание этим видам творчества. Раньше у нас в области и в городе работало двадцать семь судомодельных кружков, сейчас (в последние двадцать лет) их работает только пять. И руководят ими, конечно, очень увлеченные люди. И я абсолютно уверен, что судомоделизм никогда не умрет. Потому что всегда будут люди, которым это интересно, которых это привлекает. Неважно, настольные это модели или ходовые, но всегда это будет в том или ином виде, в том или ином объеме. Если говорить о нашей стране, то у нас после 90-х пошел постепенный подъем, появилось финансирование как творческих объединений, так и спортсменов, и поездок. Соответственно, появляются новые клубы, судомодельный спорт у нас в стране живет, проводятся крупные соревнования, чемпионаты. За рубежом это более развито, но у них большей популярностью пользуются модели из конструктора, а у нас, наоборот, больше людей, которые любят делать модель полностью с нуля, своими руками. И надо сказать, в последние годы появился огромнейший плюс — новые технологии. Если раньше моделист тратил огромное время на изготовление какой-нибудь детали сложной формы, то сейчас он может спроектировать модель в 3D, напечатать ее на принтере, или отфрезеровать на 3D-станке, и получить деталь высочайшего качества, которое невозможно получить вручную. Но, разумеется, всё равно надо приложить к этому и руки, и голову, и знания: правильно обработать, покрасить, поставить, то есть не просто станок напечатал, и всё — ты победитель всех соревнований. Нет, нужно ещё работать и работать.
— Вот ты сейчас председатель федерации, масса обязанностей. Время на модели остается?
— Конечно не так много, как хотелось бы. Эта должность — не ореол, а горб и крест. Моё личное творчество и хобби от этого, конечно, страдают, но деваться пока некуда. Самое сложное — это проведение соревнований у нас в Новосибирске (это Кубок России). Работаю, конечно, не я один. Работает команда, одному такое мероприятие просто невозможно провести, команда у нас сплоченная, 5—6 человек: тренеры, спортсмены, судьи, просто увлеченные люди, которые раньше занимались. Благодаря всем им удаётся проводить заслуженно уважаемые во всей стране соревнования в Новосибирске — Кубок России. Объединяем людей от Урала и до Камчатки, все моделисты этого района имеют возможность приехать к нам, выступить, показать свое мастерство и хорошие результаты.
Сергей Завражных, фото автора
Последние новости
Если вы пропустили: оживший Ленин, голодные сомнамбулы и шкодливые носухи
Читайте дайджест публикаций «Новосибирских новостей» о событиях, фактах, людях и животных, которые запомнились нам всем на уходящей неделе.
Гордость города: Владимир Эвальдович Эйснер
Он повлиял на целое поколение горожан, рассказывал, как должна выглядеть Сибирь на экране.
Спортсменка Бердска окунулась в Рождественскую сказку международного лагеря «Артек»
В Международном детском центре «Артек» почти две тысячи школьников стали участниками 15-й смены «Рождественские сказки «Артека» и вместе встретили Новый год.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований