Аниматроник и все-все-все: как новосибирский кукольник сделал полуробота

Деревянные ручки и ножки, пластиковые глазки, ворох эскизов и токарный станок.

Деревянные ручки и ножки, пластиковые глазки, ворох эскизов и токарный станок. В этой мастерской появляются на свет персонажи, на которых, открыв рот, смотрят дети и взрослые на спектаклях новосибирского кукольного театра. Конструктор Юрий Юрин может сделать даже такую куклу, которая способна двигаться и общаться со зрителями без участия актёра.

Елена Мухачёва

У 40-сантиметрового Гришки — ярко-жёлтый костюм, огненная шевелюра, бордовое бархатное кресло и  пронзительный голос. «Мысли-мысли... Вы  в  театр или в  буфет? В  буфете кофе дают с  конфеткой, а  на  сцене — спектакль»,  — кукла не только говорит, но и  оживлённо жестикулирует. 

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Создатель обаятельного рыжего пацана — художник-конструктор Юрий Юрин —  тепло улыбается. По словам автора, ему несколько лет не давал покоя секрет коллеги-томича Владимира Захарова, который мастерил «живых кукол», способных самостоятельно петь песенки и  общаться со  зрителями. 

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Сначала удалось сделать «захаровскую» куклу на  запястье. Такой может незаметно управлять актёр, умеющий чревовещать. При этом кажется, что он  общается с  живым существом. На  свет появился домовёнок Кузя. Затем захотелось сделать аниматроника — куклу-полуробота, реагирующую на  свет и  движение. Она умеет петь и  разговаривать. Работа над первым экземпляром  заняла полтора года и  сейчас почти завершена. Внутри у  Гриши  — датчики, механизмы и  микросхемы.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Меня иногда спрашивали, разговариваю ли я с куклами, которых делаю. Вопрос вызывал у меня недоумение. А с Гришкой я сроднился и на самом деле иногда разговариваю. Работа оказалась долгой и кропотливой, шла в свободное время. Нужно было придумать механизм, прошить микроконтроллер, привязать текст к анимации куклы, освоить много незнакомого софта и многое-многое другое. Бывало, по вечерам я уносил Гришку в коробке домой, а утром мы с ним вместе добирались на работу в театр. И сейчас накинуть сверху бумагу, чтоб не пылился, рука не поднимается. Думаешь: „А вдруг он обидится?“», — говорит Юрий Юрин.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

На  вопрос, героем какой сказки станет Гриша, мастер отвечает: «Я  не  ориентировался на  конкретный сюжет. Это некий собирательный образ юного зрителя, не  зря ведь его посадили в  театральное кресло. Это маленький мальчик. Гришке 10–12  лет, он  фантазёр и  любит пофилософствовать».

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Сейчас создатель учит персонажа  говорить и общаться. Возможно, Гришка будет развлекать зрителей до  и  после спектаклей. Тексты для мини-скетчей написал сам конструктор, а  вот свой голос  полуроботу на  первое время дарит замечательная актриса Новосибирского театра кукол Вера Червоткина. 

Над пилотным проектом «Гришка-аниматроник» трудились несколько человек: Анна Бердникова, Ольга Павлушина, Виктор Бурмистров и  Павел Сахаров. В  перспективе кукла заговорит голосом своего автора. По  словам мастера, когда-то он раздумывал — стать актёром или конструктором-кукольником. Желание делать что-то руками победило, но  память о  мечте осталась.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

За  20  с лишним лет работы в  Новосибирском театре кукол Юрий Юрин участвовал в  создании более чем тысячи персонажей.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Театр делает до  десяти  премьер в  год. И у нас не  принято с  одними и  теми  же куклами играть разные спектакли. Для каждого спектакля делают своих. Образ придумывает художник, конструктор делает механизм, который позволит кукле раскрыть свой характер в  пластике. Мои коллеги в  другом цехе затем куклу обшивают, наряжают, раскрашивают. А  влюблялся в  своих кукол я  всегда после того, как их  оживит актёр»,  — рассказывает конструктор.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Как признался мастер, чаще всего приходится делать принцев и  принцесс, королей и  множество разной живности.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Русалочки, красавицы, царевны  — для меня они все принцессы. Какая сказка без прекрасной главной героини? Распространённые персонажи  — зверушки: ёжики и  медведи. Своей главной задачей я  как конструктор считаю удобство куклы. У  неё должны быть надёжный механизм и  максимально лёгкий вес. Два килограмма  — предел для верховой театральной куклы. Лучше  — меньше. Актёру на  репетициях придётся держать её на  вытянутой руке не  один час. А  вот куклы-марионетки, напротив, могут весить до  пяти  килограммов, при более лёгком весе они теряют нужную управляемость»,  — объясняет Юрий Юрин.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Уменьшить массу  позволяют современные материалы. Но  пластик и  3D-принтеры у  кукольников пока не  прижились, потому что глянцевая пластмассовая фактура делает лица и  ручки неживыми. И  роспись по  пластику  — хоть и  решаемая, но  затруднительная задача, отмечает мастер. Сейчас, как и  столетие назад, головки театральных кукол делают из  папье-маше или дерева. 

Многие персонажи играют в  спектаклях около 10–20  лет, потом уходят на  пенсию: в  театральный музей, детский сад или детдома.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Самые известные куклы  — перчаточные: их  надевают на  руку. Планшетные куклы используют, когда представление дают на  столе, на  полу работают марионетки или паркетные куклы. Тростевыми  актёры управляют снизу, скрываясь за  ширмой. Плоские силуэты нужны в  постановках театра теней.  Самая сложная кукла  — марионетка, которой управляют с  помощью ниточек, прикреплённых к деревянной крестовине. Раньше, по  наблюдениям мастера, постановщики предпочитали тростевых, сейчас  — планшетных кукол. Но  главное не  изменилось.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Приходишь на  спектакль  и  некоторое время смотришь на  профессиональные детали, а  потом  как будто проваливаешься в  детство. Тот  же запах кулис, и  то же чувство счастья. Театральная кукла  — это про азарт  и, наверное, про любовь»,  — резюмировал Юрий Юрин.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Дома у  него обитают два персонажа: обезьянка, которую когда-то сделала мама для своего кукольного театра, и  придумка мастера, у  которого Юрий Юрин учился. И  кажется, будто их  создатели рядом.

1 / 25 Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Последние новости

Мобильную снегоплавильную станцию показал в соцсетях мэр Кудрявцев

Сегодня, 22 января, специалисты Горзеленхоза провели техническое обслуживание мобильной снегоплавильной станции Trecan 60-PD MX.

Погода вынудила убрать снежные скульптуры из парка «Арена»

В четверг, 23 января, в парке «Арена» начнут демонтировать композиции, созданные на 25-м Сибирском конкурсе-фестивале снежной скульптуры.

Студенты взяли шефство над памятниками ВОВ в Новосибирской области

Большой план мероприятий готовит Новосибирск к 80-летию Победы. Активное участие в патриотических акциях принимают волонтёры, в том числе студенческие отряды.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Воткинске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *