Кому может помочь пескотерапия и как она работает: интервью с психологом

Фигуры, башни, целые города из песка появляются в жаркие летние дни на берегах Оби и Обского моря.

Фигуры, башни, целые города из песка появляются в жаркие летние дни на берегах Оби и Обского моря. И хотя век таких сооружений совсем недолог, дети и взрослые не жалеют времени и сил. Каким образом песок стимулирует развитие мозга, позволяет определить психологические проблемы и откорректировать их? В чём преимущество песочных замков перед воздушными? До какого возраста песочница — беспроигрышная локация? Как избавиться от головной боли при помощи природного материала? Об этом «Новосибирским новостям» рассказал детский клинический психолог, игровой терапевт центра «Ривенделл» Илья Березин.

Елена Мухачёва

—  Илья, замки на  песке  — фигуры ненадёжные, но  так приятно их  строить. В  вашем кабинете песочница занимает почётное место. За  что  вы  как детский психолог  цените песок и  песочницу?

—  Мало кому не  нравится песок. Он  вызывает интерес  — в  первую очередь. Это стопроцентное попадание в  цель  — предложить игру в  песочнице. Предложить интересную игру всегда гораздо более эффективный способ наладить контакт с  ребёнком, чем заняться математикой, например.

В  песочнице дети устанавливают отношения между собой. Кому-то лопаткой заедут, с  кем-то ведёрком поделятся, кого-то позовут играть вместе, а  кого-то — нет. Там делят территорию и  устанавливают личные границы. Это первое социальное пространство, в  котором получают практический опыт общения и  отстаивания своих интересов.

Илья Березин. Фото: nsknews.info

Когда моя дочь играла в  песочнице, я  радовался, потому что это развитие. У  детей развитие мозга происходит через сенсорные каналы, мозг развивается через прикосновения, через ощущение текстуры, температуры, объёма. Сенсорные стимулы работают на  развитие ребенка лет до  десяти. И  если ваше чадо возится в  луже или песочнице  — это прекрасно, это фактически нейрокоррекция в  домашних условиях. Кроме того, здесь исследуются границы тела, чувствительность, включаются стволовые отдела мозга.

Песок  — материал тактильно приятный, гибкий и  безопасный. Сама песочница вызывает доверие, потому что в  ней просто играют, и  это позволяет обходить психологические защиты и  у  обычного ребёнка, и  у  Внутреннего Ребёнка, который есть в  глубине души у  каждого взрослого. Это его самая уязвимая и  в  то  же время творческая часть.

Если посмотреть вглубь, у  детей есть одновременно потребность в  постоянстве и  в  изменениях. Мы  мыслим символами и  проявляем свои переживания через них. 

Когда ребёнок в  безопасном пространстве песочницы обустраивает ландшафт, придумывает композицию  и, создавая свой мир, своё безопасное место, выставляет фигурки, то  в  них он  выражает все свои внутренние и  внешние конфликты. 

Он  как будто рассказывает о  себе что-то очень важное. И очень мягко сможет их  разрешить, заменив символы. Это принцип песочной терапии  — двумя словами.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

—  Песочница  — не  единственный инструмент, которым вы  пользуетесь. Бывают случаи, когда песочек  — самое лучшее средство?

—  Когда ребёнок готов проявиться и  активно разговаривать. Когда ты  чувствуешь, что у  него внутри что-то назрело. Когда много переживаний, которые он  не  может выразить.

—  А  если ребёнок отказывается играть?

—  Это может быть сопротивлением. Я  ведь устанавливаю контакт через песочницу, и  ребёнок может мне доверять или не  доверять. А  может быть, у  него очень много переживаний, которые ему трудно перенести внутри себя. Прикоснуться к  песку  — значит быть в  контакте со  своими чувствами. Если человек не  хочет строить что-то из  песка, значит, для него это сложно. Причиной может быть глубокая интровертированность, неспособность или нежелание открываться. К  этому нужно отнестись с  уважением. Сказать: не  хочешь, тогда и  не  надо, ты  сам решишь, когда это делать. После этого он  может захотеть играть. Потому что я  дал разрешение не  хотеть.

Фото: пресс-служба МУП «Спецавтохозяйство»

—  Построили фигуру из  песка  — как прочитать получившиеся символы?

—  На  символах и  архетипах стоит классическая юнгианская школа песочной терапии. Согласно ей,  символы коллективного бессознательного интуитивно понятны всем. Здесь мы  будем изучать ландшафты на  песке, расположение фигур относительно друг друга и  образы, которые выбрал человек. Например, волшебная лампа  — это про мифотворчество, тигр  — про злость и  агрессию, ведьма и  волшебница  — две стороны архетипической матери. Или, допустим, в  композиции очень много камней. Я  могу расценить их  как защиту, как надёжность или какие-то сильные травматические переживания.

Когда ребёнок добавляет воду, значит, он  точно готов столкнуться со  своими переживаниями и  рассказать о  них. Если он  льёт очень много воды  — значит, у  него есть какой-то серьёзный источник волнений. Я  работаю с  несколькими школьниками, у  которых отцы на  СВО  — и все льют в  песочницу много воды, потому что у  них много тревог, которые они не  могут выразить словами, так как никогда прежде не  было такого опыта. Я  про страх смерти. Ребёнок не  сталкивался никогда раньше с  такими эмоциями. Он  не  может сказать: «Я злюсь, потому что...», «Я боюсь, потому что...»  — и  у  него внутри хаос. Нужно помочь это чувство назвать. «Крокодил так сильно злится, что хочет всех сожрать»  — например.

К  толкованию можно подойти с  аналитической точки зрения и  понаблюдать, в  какую игру ребёнок играет в  песочнице. Он  отыгрывает какой-то сюжет  — какой? Это война, дочки-матери, что-то ещё?

Интерпретировать можно интуитивно, аналитически, эмоционально, а  можно просто спросить: «Что это значит?» На  мой взгляд, это самый надёжный способ узнать точно.

А  вопросы лучше формулировать через потребности: не  «Что это?» и  «Что здесь происходит?», а  «Что хочет эта мышь и  чего она не  хочет?», «Что собирается делать?». И  через потребности героев мы  понимаем, что это за  история и  как её  можно завершить. В  итоге возникает желание что-то в  картине поменять.

Композиция может отражать семейные ситуации, внутренний или школьный конфликт. Создав её, человек уже рассказал историю, он  в  контакте с  переживаниями. И  задавая вопросы, мы  помогаем композицию скорректировать, но  не  говорим, что это нужно сделать.

Например, ребёнок выстроил войну. Скорее всего, у  него сильная агрессия или конфликтная ситуация. И  если он  в  неё играет, то  он  уже в  контакте со  своей злостью, может её  выразить, выместить, про неё рассказать и  как-то эту историю завершить. Главный путь к  изменению  — именно принятие. Ребёнок не  сможет измениться, если себя не  примет. Когда он  строит композицию, он  принимает себя и  свой мир. И  я  в  этом помогаю через наши отношения, через  то, что я  рядом и  я  не  оцениваю, он  на  меня опирается как на  ресурс.

А  потом историю можно продолжить или начать новую.


Илья Березин. Фото: nsknews.info

—  Какие игры в  песке можно предложить ребёнку?

—  Для ребёнка контакт с  родителями важнее всего, а  через игру он  более естественный. Если вы  играете с  ребёнком  — это замечательно. Отношения очень хорошо восстанавливаются, активно идут развитие личности и  когнитивное развитие. Поиграть в  песке вместе будет не  хуже любых развивашек.

Для малышей хороша дидактическая песочница: «Как называется пальчик, на который сыплю песок?», «А давайте погрузим ручки в песок. Что мы чувствуем?».  Любые задания делаем в  песке  — и  отлично.

Для детей постарше, подростков и  взрослых  — построй свой мир, своё безопасное место, укрытие, убежище. Классические дочки-матери, школа, война. Раздвинуть границы песочницы  — определить «моё» и  «не  моё».

Песком можно рисовать, тоже очень классное занятие. Можно зарыть руку и  прислушаться к  своим ощущениям.

Что это за  чувство в  пальцах, когда я  сжимаю кусочек своей злости или печали?

—  В  играх многие тайны раскрываются. Что может указать на какие-то проблемы? Есть вещи, увидев которые  стоит насторожиться?

—  Я  бы напрягся, если  бы заметил, что ребёнок постоянно проигрывает агрессивные сюжеты. Не  машинки столкнулись, поборолись  — а  бьются  и  бьются постоянно. Если одна и  та  же игра постоянно повторяется и  не  может закончиться. Это травматичная игра, из  неё надо помочь выйти. Если игра очень однообразная, там очень много злобы, ярости какой-то, то  я  бы подумал про обращение к  психологу.

Лучшая игра  — та, которая заканчивается. С  логическим началом, развитием сюжета, кульминацией и  окончанием. Если ребёнок застревает на  каком-то этапе, значит, он  не  может проиграть что-то важное.

Фото: пресс-служба МУП «Спецавтохозяйство»

—  Знаю, что в  основном вы  работаете с  подростками. Они тоже любят песочницу? 

—  Да, но  это пятилетке можно сразу сказать: «Пойдём играть»  — и  он  будет очень рад. Подросткам я  песочницу предлагаю только на  втором или третьем этапе терапии, а  на  первом мы  устанавливаем контакт и  формируем доверительные отношения.

То  же самое  — построй свой мир, построй своё безопасное место. Построй мир чужих и  своих. Построй прошлое, настоящее, будущее. Построй карту, пространство, мечту.  Но  если это будет звучать как задание, подросток его выполнять не  будет, это нужно иметь в  виду. Это специфика возраста.

— В  каких случаях психологи предлагают попробовать песочную терапию и взрослым?

—  В  первую очередь  при работе с  психосоматикой. Это нарушение контакта со  своими чувствами, когда человек путает ощущения, мысли и  так далее, не  осознаёт свои внутренние конфликты, и  они выражаются в  соматике.

Например, я  злюсь на  кого-то, но  это не  понимаю, не  проговариваю про себя или вслух, не  осмысляю конфликты. Велика вероятность, что при этом у  меня будет болеть голова.

И  не  потому что моя злость велика, а  потому что я  её  не  воспринимаю как чувство, рационализирую, говорю: «Он  же хороший». А  если осознаю, то  выпускаю пар другим способом.  Психосоматика  — это  же способ жить со  своим чувством. Страдаю от  высокого давления, но  зато у  меня семья не  разваливается, потому что я  не  проявляю агрессию.

Когда ты  работаешь с  песком, он становится твоим внутренним «Я». И  ты  интуитивно берёшь фигурку, похожую на  твою злость или твою печаль, строишь для них пространство, и  проявляешь эмоцию открыто. 

Песочная терапия  — это релакс, это приятно. Можно использовать её  как дополнение к  основной терапии при неврозах, например, или когда человек принимает решение, переживает и  сомневается.

1 / 10 Фото: пресс-служба МУП «Спецавтохозяйство»

—  Как избавиться от  головной боли  с  помощью песка?

—  Построить из  него своё переживание. На  что оно похоже? И  полная свобода, что с  ним сделать  — похлопать, сжать, разбросать, ударить, сделать убежище, провести границу. Вы  уже проявили чувство и  обрели над ним контроль.

—  А  есть случаи, когда песок не  рекомендуют?

—  Со  взрослыми песочная терапия в  принципе хороша лишь в  дополнение к  другим методам, например, в  сочетании с  гештальтом. Она позволит выйти на  чувства и  их  проявить. А  с  детьми она может быть основным эффективным методом психологической работы, но  есть и  здесь есть свои нюансы: тех, у кого стабильная нервная система, взаимодействие с  песком может расслабить, а тех, у кого нестабильная, наоборот,  перевозбудить. 

Не  рекомендовано  это занятие и детям с  выраженным синдромом дефицита внимания и гиперактивности, тем, кому сложно успокоиться, тем, кто не  может сконцентрироваться. В этом случае нужны игры с  чёткой последовательностью, рамками и  правилами. Они должны  учить навыкам саморегуляции. Это сценарии, где по  сигналу нужно остановиться, подумать, а только потом действовать, игры на  внимание, дыхательные упражнения, ползания, растяжки. Для таких детей именно это опора и  основа, работа с  эмоциями важна, но  не  в  первую очередь. 

Последние новости

Внимание!!!Опасная продукция!!!

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО информирует о том, что в связи с регистрацией случая ботулизма в г. Екатеринбург,

Не сцепляйте ватрушки в «паровозик»: спасатели о правилах катания с горки

Предновогодняя пора в самом разгаре. В городе открываются горки, с которых могут прокатиться не только дети, но и взрослые.

Музей аптечного дела: история Новосибирска через призму фармацевтики

Легендарная аптека на Красном проспекте, 15/1 знакома, наверное, всем новосибирцам.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Крымске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *