Кому может помочь пескотерапия и как она работает: интервью с психологом
Фигуры, башни, целые города из песка появляются в жаркие летние дни на берегах Оби и Обского моря.
Фигуры, башни, целые города из песка появляются в жаркие летние дни на берегах Оби и Обского моря. И хотя век таких сооружений совсем недолог, дети и взрослые не жалеют времени и сил. Каким образом песок стимулирует развитие мозга, позволяет определить психологические проблемы и откорректировать их? В чём преимущество песочных замков перед воздушными? До какого возраста песочница — беспроигрышная локация? Как избавиться от головной боли при помощи природного материала? Об этом «Новосибирским новостям» рассказал детский клинический психолог, игровой терапевт центра «Ривенделл» Илья Березин.
Елена Мухачёва— Илья, замки на песке — фигуры ненадёжные, но так приятно их строить. В вашем кабинете песочница занимает почётное место. За что вы как детский психолог цените песок и песочницу?
— Мало кому не нравится песок. Он вызывает интерес — в первую очередь. Это стопроцентное попадание в цель — предложить игру в песочнице. Предложить интересную игру всегда гораздо более эффективный способ наладить контакт с ребёнком, чем заняться математикой, например.
В песочнице дети устанавливают отношения между собой. Кому-то лопаткой заедут, с кем-то ведёрком поделятся, кого-то позовут играть вместе, а кого-то — нет. Там делят территорию и устанавливают личные границы. Это первое социальное пространство, в котором получают практический опыт общения и отстаивания своих интересов.
Илья Березин. Фото: nsknews.infoКогда моя дочь играла в песочнице, я радовался, потому что это развитие. У детей развитие мозга происходит через сенсорные каналы, мозг развивается через прикосновения, через ощущение текстуры, температуры, объёма. Сенсорные стимулы работают на развитие ребенка лет до десяти. И если ваше чадо возится в луже или песочнице — это прекрасно, это фактически нейрокоррекция в домашних условиях. Кроме того, здесь исследуются границы тела, чувствительность, включаются стволовые отдела мозга.
Песок — материал тактильно приятный, гибкий и безопасный. Сама песочница вызывает доверие, потому что в ней просто играют, и это позволяет обходить психологические защиты и у обычного ребёнка, и у Внутреннего Ребёнка, который есть в глубине души у каждого взрослого. Это его самая уязвимая и в то же время творческая часть.
Если посмотреть вглубь, у детей есть одновременно потребность в постоянстве и в изменениях. Мы мыслим символами и проявляем свои переживания через них.
Когда ребёнок в безопасном пространстве песочницы обустраивает ландшафт, придумывает композицию и, создавая свой мир, своё безопасное место, выставляет фигурки, то в них он выражает все свои внутренние и внешние конфликты.Он как будто рассказывает о себе что-то очень важное. И очень мягко сможет их разрешить, заменив символы. Это принцип песочной терапии — двумя словами.
Фото: Павел Комаров, nsknews.info— Песочница — не единственный инструмент, которым вы пользуетесь. Бывают случаи, когда песочек — самое лучшее средство?
— Когда ребёнок готов проявиться и активно разговаривать. Когда ты чувствуешь, что у него внутри что-то назрело. Когда много переживаний, которые он не может выразить.
— А если ребёнок отказывается играть?
— Это может быть сопротивлением. Я ведь устанавливаю контакт через песочницу, и ребёнок может мне доверять или не доверять. А может быть, у него очень много переживаний, которые ему трудно перенести внутри себя. Прикоснуться к песку — значит быть в контакте со своими чувствами. Если человек не хочет строить что-то из песка, значит, для него это сложно. Причиной может быть глубокая интровертированность, неспособность или нежелание открываться. К этому нужно отнестись с уважением. Сказать: не хочешь, тогда и не надо, ты сам решишь, когда это делать. После этого он может захотеть играть. Потому что я дал разрешение не хотеть.
Фото: пресс-служба МУП «Спецавтохозяйство»— Построили фигуру из песка — как прочитать получившиеся символы?
— На символах и архетипах стоит классическая юнгианская школа песочной терапии. Согласно ей, символы коллективного бессознательного интуитивно понятны всем. Здесь мы будем изучать ландшафты на песке, расположение фигур относительно друг друга и образы, которые выбрал человек. Например, волшебная лампа — это про мифотворчество, тигр — про злость и агрессию, ведьма и волшебница — две стороны архетипической матери. Или, допустим, в композиции очень много камней. Я могу расценить их как защиту, как надёжность или какие-то сильные травматические переживания.
Когда ребёнок добавляет воду, значит, он точно готов столкнуться со своими переживаниями и рассказать о них. Если он льёт очень много воды — значит, у него есть какой-то серьёзный источник волнений. Я работаю с несколькими школьниками, у которых отцы на СВО — и все льют в песочницу много воды, потому что у них много тревог, которые они не могут выразить словами, так как никогда прежде не было такого опыта. Я про страх смерти. Ребёнок не сталкивался никогда раньше с такими эмоциями. Он не может сказать: «Я злюсь, потому что...», «Я боюсь, потому что...» — и у него внутри хаос. Нужно помочь это чувство назвать. «Крокодил так сильно злится, что хочет всех сожрать» — например.
К толкованию можно подойти с аналитической точки зрения и понаблюдать, в какую игру ребёнок играет в песочнице. Он отыгрывает какой-то сюжет — какой? Это война, дочки-матери, что-то ещё?
Интерпретировать можно интуитивно, аналитически, эмоционально, а можно просто спросить: «Что это значит?» На мой взгляд, это самый надёжный способ узнать точно.А вопросы лучше формулировать через потребности: не «Что это?» и «Что здесь происходит?», а «Что хочет эта мышь и чего она не хочет?», «Что собирается делать?». И через потребности героев мы понимаем, что это за история и как её можно завершить. В итоге возникает желание что-то в картине поменять.
Композиция может отражать семейные ситуации, внутренний или школьный конфликт. Создав её, человек уже рассказал историю, он в контакте с переживаниями. И задавая вопросы, мы помогаем композицию скорректировать, но не говорим, что это нужно сделать.
Например, ребёнок выстроил войну. Скорее всего, у него сильная агрессия или конфликтная ситуация. И если он в неё играет, то он уже в контакте со своей злостью, может её выразить, выместить, про неё рассказать и как-то эту историю завершить. Главный путь к изменению — именно принятие. Ребёнок не сможет измениться, если себя не примет. Когда он строит композицию, он принимает себя и свой мир. И я в этом помогаю через наши отношения, через то, что я рядом и я не оцениваю, он на меня опирается как на ресурс.
А потом историю можно продолжить или начать новую.
Илья Березин. Фото: nsknews.info
— Какие игры в песке можно предложить ребёнку?
— Для ребёнка контакт с родителями важнее всего, а через игру он более естественный. Если вы играете с ребёнком — это замечательно. Отношения очень хорошо восстанавливаются, активно идут развитие личности и когнитивное развитие. Поиграть в песке вместе будет не хуже любых развивашек.
Для малышей хороша дидактическая песочница: «Как называется пальчик, на который сыплю песок?», «А давайте погрузим ручки в песок. Что мы чувствуем?». Любые задания делаем в песке — и отлично.
Для детей постарше, подростков и взрослых — построй свой мир, своё безопасное место, укрытие, убежище. Классические дочки-матери, школа, война. Раздвинуть границы песочницы — определить «моё» и «не моё».
Песком можно рисовать, тоже очень классное занятие. Можно зарыть руку и прислушаться к своим ощущениям.Что это за чувство в пальцах, когда я сжимаю кусочек своей злости или печали?
— В играх многие тайны раскрываются. Что может указать на какие-то проблемы? Есть вещи, увидев которые стоит насторожиться?
— Я бы напрягся, если бы заметил, что ребёнок постоянно проигрывает агрессивные сюжеты. Не машинки столкнулись, поборолись — а бьются и бьются постоянно. Если одна и та же игра постоянно повторяется и не может закончиться. Это травматичная игра, из неё надо помочь выйти. Если игра очень однообразная, там очень много злобы, ярости какой-то, то я бы подумал про обращение к психологу.
Лучшая игра — та, которая заканчивается. С логическим началом, развитием сюжета, кульминацией и окончанием. Если ребёнок застревает на каком-то этапе, значит, он не может проиграть что-то важное.
Фото: пресс-служба МУП «Спецавтохозяйство»— Знаю, что в основном вы работаете с подростками. Они тоже любят песочницу?
— Да, но это пятилетке можно сразу сказать: «Пойдём играть» — и он будет очень рад. Подросткам я песочницу предлагаю только на втором или третьем этапе терапии, а на первом мы устанавливаем контакт и формируем доверительные отношения.
То же самое — построй свой мир, построй своё безопасное место. Построй мир чужих и своих. Построй прошлое, настоящее, будущее. Построй карту, пространство, мечту. Но если это будет звучать как задание, подросток его выполнять не будет, это нужно иметь в виду. Это специфика возраста.
— В каких случаях психологи предлагают попробовать песочную терапию и взрослым?
— В первую очередь при работе с психосоматикой. Это нарушение контакта со своими чувствами, когда человек путает ощущения, мысли и так далее, не осознаёт свои внутренние конфликты, и они выражаются в соматике.
Например, я злюсь на кого-то, но это не понимаю, не проговариваю про себя или вслух, не осмысляю конфликты. Велика вероятность, что при этом у меня будет болеть голова.И не потому что моя злость велика, а потому что я её не воспринимаю как чувство, рационализирую, говорю: «Он же хороший». А если осознаю, то выпускаю пар другим способом. Психосоматика — это же способ жить со своим чувством. Страдаю от высокого давления, но зато у меня семья не разваливается, потому что я не проявляю агрессию.
Когда ты работаешь с песком, он становится твоим внутренним «Я». И ты интуитивно берёшь фигурку, похожую на твою злость или твою печаль, строишь для них пространство, и проявляешь эмоцию открыто.
Песочная терапия — это релакс, это приятно. Можно использовать её как дополнение к основной терапии при неврозах, например, или когда человек принимает решение, переживает и сомневается.
1 / 10 Фото: пресс-служба МУП «Спецавтохозяйство»
— Как избавиться от головной боли с помощью песка?
— Построить из него своё переживание. На что оно похоже? И полная свобода, что с ним сделать — похлопать, сжать, разбросать, ударить, сделать убежище, провести границу. Вы уже проявили чувство и обрели над ним контроль.
— А есть случаи, когда песок не рекомендуют?
— Со взрослыми песочная терапия в принципе хороша лишь в дополнение к другим методам, например, в сочетании с гештальтом. Она позволит выйти на чувства и их проявить. А с детьми она может быть основным эффективным методом психологической работы, но есть и здесь есть свои нюансы: тех, у кого стабильная нервная система, взаимодействие с песком может расслабить, а тех, у кого нестабильная, наоборот, перевозбудить.
Не рекомендовано это занятие и детям с выраженным синдромом дефицита внимания и гиперактивности, тем, кому сложно успокоиться, тем, кто не может сконцентрироваться. В этом случае нужны игры с чёткой последовательностью, рамками и правилами. Они должны учить навыкам саморегуляции. Это сценарии, где по сигналу нужно остановиться, подумать, а только потом действовать, игры на внимание, дыхательные упражнения, ползания, растяжки. Для таких детей именно это опора и основа, работа с эмоциями важна, но не в первую очередь.
Последние новости
Внимание!!!Опасная продукция!!!
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО информирует о том, что в связи с регистрацией случая ботулизма в г. Екатеринбург,
Не сцепляйте ватрушки в «паровозик»: спасатели о правилах катания с горки
Предновогодняя пора в самом разгаре. В городе открываются горки, с которых могут прокатиться не только дети, но и взрослые.
Музей аптечного дела: история Новосибирска через призму фармацевтики
Легендарная аптека на Красном проспекте, 15/1 знакома, наверное, всем новосибирцам.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией