«Вещдок: папка с эскизами»: выставка узника ГУЛАГа в краеведческом музее

Игрушки, разноцветные эскизы, иллюстрации к детским книгам — всё это на первый взгляд напоминает выставку советских раритетов.

Игрушки, разноцветные эскизы, иллюстрации к детским книгам — всё это на первый взгляд напоминает выставку советских раритетов. Но, прочитав историю автора иллюстраций — Бориса Крейцера, осознаёшь весь драматизм судьбы, которая скрывается за яркими картинками и набросками.

Виталина Панкова

В Новосибирск приехала выставка «Вещдок: папка с  эскизами». Она  родилась из деятельности государственного музея  истории ГУЛАГа. 

«Мы  занимаемся сбором информации, данных, документов по истории репрессированных. Ездим в экспедиции, следим, что продаётся на  интернет-аукционах, и  так увидели эти рисунки, эскизы игрушек, которые стали основной выставки. Когда мы  их  увидели, мы  сначала не  поняли, что они имеют отношение к  ГУЛАГу. Но  вскоре выяснилось, что это рисунки Бориса Крейцера. Я  начал изучать его судьбу и  выяснил, что это не  просто рисунки, а  рисунки, сделанные им  в  заключении, —  эскизы токарных игрушек, которые должны были производить в  лагерях»,  — рассказывает руководитель образовательного центра музея истории ГУЛАГа  Константин Андреев.

1 / 12 Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Судьба распорядилась иначе: эти игрушки на  производствах ГУЛАГа  так и  не выпустили, а  в  1946 году Крейцер, выйдя из  заключения, чудом забрал с  собой папку с  эскизами. Так  спустя почти 80  лет наброски Бориса Генриховича обрели физическое воплощение:  их  изготовили из  дерева для выставки «Вещдок».

«Видимо, эти игрушки не  были воплощены в  реальности. Почему? Сложно сказать. Может быть, они не  понравились. Может быть, заказ просто не  был реализован. Но  эти эскизы сегодня появились в продаже. Мы  их  выкупили и  начали восстанавливать»,  — комментирует Константин Андреев.

Однако с  работами Бориса Крейцера знакомы многие  — после освобождения из  ГУЛАГа он  начал работать иллюстратором книг. За  стеклом на  витрине  — десяток изданий, рисунки к  которым создал Крейцер. В числе самых известных  — роман «Гаргантюа и  Пантагрюэль», адаптированный для детей Николаем Заболоцким, «Зимняя сказка» Генриха Гейне, серия книг «Хочу всё знать». В  каждой иллюстрации чувствуются авторский стиль, лёгкость и  чистота, которые мастер не  потерял за  восемь лет заключения.

1 / 10 Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Крейцер  — один из  самых известных графиков 1960-х годов. Лагерный опыт на  нём сказался, сказался по  полной программе, но  творческое начало, которое в  нём ещё в  20-е годы развернулось, конечно, дало возможность в  60-е годы, в  годы „оттепели“, придумывать совершенно нестандартные образы. Крейцер  — это совершенно точно ленинградская школа графики, но  в  то  же время у  него есть свой стиль. И  все художники, дизайнеры, исследователи, которые сегодня анализируют его работы, при первом взгляде могут определить, что они  были  написаны им»,  — добавил глава образовательного центра  .

На  выставке в новосибирском краеведческом музее можно не только увидеть произведения Бориса Крейцера, но  и узнать эпизоды из  его биографии. Познакомиться с  жизнью и  творчеством одного из  самых узнаваемых детских художников времён «оттепели» у посетителей будет возможность до  середины мая. 

Последние новости

Строительство завода по переработке зерна в Новосибирской области

Китайский инвестор объяснил выбор региона для нового предприятия.

Курение стало причиной тяжелой пневмонии у подростка в Новосибирске

18-летний пациент столкнулся с серьезными осложнениями после лечения воспаления миндалин.

Более 900 тысяч новосибирцев получили прививки от гриппа

Прививочная кампания в Новосибирской области продолжается активно.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Белгороде на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *