«Вещдок: папка с эскизами»: выставка узника ГУЛАГа в краеведческом музее
Игрушки, разноцветные эскизы, иллюстрации к детским книгам — всё это на первый взгляд напоминает выставку советских раритетов.
Игрушки, разноцветные эскизы, иллюстрации к детским книгам — всё это на первый взгляд напоминает выставку советских раритетов. Но, прочитав историю автора иллюстраций — Бориса Крейцера, осознаёшь весь драматизм судьбы, которая скрывается за яркими картинками и набросками.
Виталина ПанковаВ Новосибирск приехала выставка «Вещдок: папка с эскизами». Она родилась из деятельности государственного музея истории ГУЛАГа.
«Мы занимаемся сбором информации, данных, документов по истории репрессированных. Ездим в экспедиции, следим, что продаётся на интернет-аукционах, и так увидели эти рисунки, эскизы игрушек, которые стали основной выставки. Когда мы их увидели, мы сначала не поняли, что они имеют отношение к ГУЛАГу. Но вскоре выяснилось, что это рисунки Бориса Крейцера. Я начал изучать его судьбу и выяснил, что это не просто рисунки, а рисунки, сделанные им в заключении, — эскизы токарных игрушек, которые должны были производить в лагерях», — рассказывает руководитель образовательного центра музея истории ГУЛАГа Константин Андреев.
1 / 12 Фото: Павел Комаров, nsknews.info
Судьба распорядилась иначе: эти игрушки на производствах ГУЛАГа так и не выпустили, а в 1946 году Крейцер, выйдя из заключения, чудом забрал с собой папку с эскизами. Так спустя почти 80 лет наброски Бориса Генриховича обрели физическое воплощение: их изготовили из дерева для выставки «Вещдок».
«Видимо, эти игрушки не были воплощены в реальности. Почему? Сложно сказать. Может быть, они не понравились. Может быть, заказ просто не был реализован. Но эти эскизы сегодня появились в продаже. Мы их выкупили и начали восстанавливать», — комментирует Константин Андреев.
Однако с работами Бориса Крейцера знакомы многие — после освобождения из ГУЛАГа он начал работать иллюстратором книг. За стеклом на витрине — десяток изданий, рисунки к которым создал Крейцер. В числе самых известных — роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», адаптированный для детей Николаем Заболоцким, «Зимняя сказка» Генриха Гейне, серия книг «Хочу всё знать». В каждой иллюстрации чувствуются авторский стиль, лёгкость и чистота, которые мастер не потерял за восемь лет заключения.
1 / 10 Фото: Павел Комаров, nsknews.info
«Крейцер — один из самых известных графиков 1960-х годов. Лагерный опыт на нём сказался, сказался по полной программе, но творческое начало, которое в нём ещё в 20-е годы развернулось, конечно, дало возможность в 60-е годы, в годы „оттепели“, придумывать совершенно нестандартные образы. Крейцер — это совершенно точно ленинградская школа графики, но в то же время у него есть свой стиль. И все художники, дизайнеры, исследователи, которые сегодня анализируют его работы, при первом взгляде могут определить, что они были написаны им», — добавил глава образовательного центра .
На выставке в новосибирском краеведческом музее можно не только увидеть произведения Бориса Крейцера, но и узнать эпизоды из его биографии. Познакомиться с жизнью и творчеством одного из самых узнаваемых детских художников времён «оттепели» у посетителей будет возможность до середины мая.
Последние новости
Строительство завода по переработке зерна в Новосибирской области
Китайский инвестор объяснил выбор региона для нового предприятия.
Курение стало причиной тяжелой пневмонии у подростка в Новосибирске
18-летний пациент столкнулся с серьезными осложнениями после лечения воспаления миндалин.
Более 900 тысяч новосибирцев получили прививки от гриппа
Прививочная кампания в Новосибирской области продолжается активно.
Виновата ли индийская рупия в провальном курсе рубля?
Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий